logo
Лекции по психолингвистики

7.2. Психолингвистика речевого воздействия.

А.А. Леонтьев отмечает, что речевое воздействие обычно является частью какой-либо другой деятельности. Кроме того, речевая коммуникация не является односторонним процессом. Достижение цели воздействия на реципиента может быть достигнуто различными средствами (и вербальными, и невербальными) и способами.

Способы речевого воздействия:

  1. Обогащение поля значений реципиента за счёт введения новых значений.

  2. Изменение структуры поля значений.

  3. Изменение способов вхождения элементов поля значений, непосредственное воздействие на смысловое поле. Абстрактные знания о действительности не затрагиваются, изменяется отношение реципиента к этой действительности.

Выбор оптимального способа общения зависти от того, насколько успешно прошла предречевая ориентировка коммуникатора. Она складывается из следующих компонентов:

Прагмалингвистика - область, объектом исследования которой является использование языка в речевой деятельности, условия использования людьми естественного человеческого языка в качестве орудия социального действия и взаимодействия на основе социальной системы правил, постулатов и стратегий (Сусов, 1983).

Языковое манипулирование - это использование особенностей языка и принципов его употребления с целью скрытого воздействия на адресата в нужном для говорящего направлении; скрытого - значит, неосознаваемого адресатом. Иными словами, когда скрытые возможности языка используются говорящим для того, чтобы навязать слушающему определенное представление о действительности, отношение к ней, эмоциональную реакцию или намерение не совпадающие с тем, какое слушающий мог бы сформировать самостоятельно, принято говорить о власти языка, или языковом манипулировании. Язык в таких случаях используется, по выражению Р. Блакара, как "инструмент социальной власти". Рекламисты достаточно часто пользуются приемами языкового манипулирования. Противостоять такого рода воздействию человек может, осознав, в чем состоит манипулятивный прием.