3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
Языковая система- это иерархически организованная, последовательная и чёткая система взаимосвязи и взаимоотношений языковых единиц.
Типы отношений в языковой системе:
Человеческая речь имеет 2 измерения: синтагматический аспект (линейность, порядок следования языковых элементов) и парадигматический (выбор одного элемента из ряда возможных в данной точке речевой цепи).
Это связано с тем, что человеческий мозг имеет : а/ ограничения в плане объёма и времени обработки информации; б/ два вида синтетической деятельности коры больших полушарий головного мозга: восприятие и объединение в целую структуру не только одновременных, но и последовательных элементов).
1. Синтагматические - это отношения линейной зависимости между единицами языка, при этом единицы лексически и грамматически правильно сочетаются. В их основе - плавный переход внутри одной или от одной единицы к другой. // от звука к звуку = слог, от слога к слогу = слово, от слова к слову = словосочетание. При этом происходит взаимодополнение, а не противопоставление. Особенность этого типа отношений - одновременная реализация всех единиц в речевом потоке. Кроме того, усваиваются синтагматические отношения спонтанно, без специального обучения , в ходе овладения речью, живого общения, разговорной речи. синтагматически язык оформляется раньше, чем парадигматически и имеет тесную связь с естественной практической деятельностью ребёнка.
2. Парадигматические - это объединение, обобщение , образование понятий через анализ противопоставлений единиц языка. В основе этих отношений - взаимозамена и взаимоисключение единиц языка на одном языковом уровне (фонематический уровень - фонемы, синтаксический и грамматический , лексика, фраза, текст как развёрнутое высказывание). Это объединение через противопоставление // на фонематическом уровне: глухой - звонкий, твёрдый - мягкий, но все они звуки; на лексическом уровне : кошка- собака, но всё это домашние животные, которые противопоставлены диким, всё вместе это животный мир противопоставленный фауне; на синтаксическом уровне: простое предложение - сложному, сложносочинённое - сложноподчинённому ; на грамматическом уровне: единственное число - множественному, женский род - мужскому и среднему и т.д. . Фонематическая парадигматика противопоставлена лексической парадигматике.
Усваиваются парадигматические отношения в процессе специального обучения. Ребёнок знакомится с ними на этапе подготовки к овладению грамотой, при этом каждая языковая единица становится предметом специального анализа и объектом выбора из группы себе подобных. Образуются понятия от частного к общему.
3. Деривационные отношения - это создание одних языковых единиц на базе других с изменением не только формы, но и значения //рука - ручка - ручной. Деривационные отношения лежат в основе многозначности слов, в основе образования различных синтаксических конструкций на базе одной путём её трансформации.
Усвоение языка как системы есть результат речевого опыта индивида. В естественных условиях ребёнок самостоятельно усваивает элементы языковых единиц и правила их создания и употребления. «Ребёнок поставлен перед необходимостью добывать язык из речи, другого пути овладения языком просто не существует… Особенности детской речи во многом обусловлены способностями ребёнка к анализу речи взрослых, а именно тем, что он конкретно в состоянии извлекать из воспринимаемой им речи взрослых… Общая стратегия усвоения языковых правил является для всех единой: сначала постигаются самые основные, глубинные модели языка и основанные на них языковые правила… Система заучивается гораздо раньше чем норма»,- отмечает С.Н. Цейтлин.
Типы речевых ошибок (Цейтлин С.Н):
По причине:
системные:
А/ Заполнение пустых клеток - возможность в системе языка есть, а в языковой норме нет // много мечт, был синь, река теча.
Б/ Выбор ненормативного варианта из числа предлагаемых языковой системой //раскрасить - раскрашивать, украсить - украшивать.
В/ Устранение фактов, чуждых языковой системе // человеки, разбудиться, едит.
Г/ Устранение идиоматичности , т.е. закреплённого за словом значения // машинистка - которая на машине ездит.
Д/ Просторечные.
Е/ Композиционные.
По форме речи:
свойственные устной речи: орфоэпические (связаны с произношением) и акцентологические (связаны с ударением),
свойственные письменной речи: орфографические и пунктационные ,
не зависящие от форм речи : словообразовательные, морфологические, синтаксические, лексические , фразеологические, стилистические.
По отношению к языковой норме:
словообразовательные - неоправданное словосочинительство или видоизменение слов,
морфологические - ненормативное образование форм слов и употреблением частей речи,
синтаксические - неверное построение словосочетаний, простых и сложных предложений,
лексические - употребление слов с ненормативным значением, нарушение лексической сочетаемости, повторы, тавтологии,
фразеологические - ненормативное употребление фразеологизмов,
стилистические - нарушение единства стиля.
К неречевым ошибкам относят фактические и логические.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста