logo
Лекции по психолингвистики

6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.

Трансформации м.б.:

Внутренняя структура модели Хомского:

  1. Синтаксический компонент. Определяет глубинную структуру предложения (определяет его семантическую интерпретацию) и поверхностную структуру (определяет фонетическую интерпретацию). В грамматике есть трансформационные операции, прилагаемые к предложению как к единому целому. Т.е. трансформационный субкомпонент порождает поверхностную структуру, НС - субкомпонент порождает глубинную структуру.

Далее вводятся 2 типа правил для глубинной структуры: правила ветвления (составляют категориальный компонент) и правила субкатегоризации или лексикон (приписывание определённым элементам дерева синтаксических и семантических характеристик).

  1. Семантический компонент касается интерпретации предложения, порождённого синтаксическим компонентом.

Теория семантического компонента разработана Дж. Кацем и Дж. Фодором. Он включает лексикон (состоит из грамматической или генерирующей части речи и семантической) и правила соотнесения лексикона с грамматической структурой. Сначала получают грамматическое дерево предложения (для этого сначала используются синтаксические маркеры (элементы терминальной цепочки здесь - грамматические классы), а только потом семантические, к каждому элементу цепочки подстраивается семантическое дерево. Семантические маркеры организованы по типу дерева НС, путь по дереву = тропа. Т.е. семантический компонент только интерпретирует предложение, порождённое синтаксическим компонентом.

  1. Фонологический компонент - интерпретация результатов действия синтаксического компонента на поверхностном уровне. Основан на концепции дифференциальных фонетических признаков Якобсона - Хале.

  2. Прагматические правила - правила соотнесения грамматической структуры с контекстом.

Последовательность порождения: База порождает глубинную структуру, которая подаётся в семантический компонент и получает семантическую интерпретацию, при помощи трансформационных правил она преобразуется в поверхностную структуру, которой далее даётся фонетическая интерпретация при помощи правил фонологического компонента. База образуется знаниями о языке (языковая способность). Грамматика языка - это описание языковой способности. Языковая активность - реальное использование языка в конкретных ситуациях.

Экспериментальные исследования в рамках данного направления:

1. Эксперименты Миллера. Восприятие грамматически правильного предложения на фоне шума эффективней восприятия изолированных слов. Сделал вывод о том, что человек оперирует большими, чем слово единицами при принятии решений.

2. Эксперименты Миллера, К. О. Маккина, Д. Слобина. Предлагалось 2 списка (1- ядерные утверждения или их трансформы, 2- трансформы, но в другой последовательности). Человек должен найти предложение правого списка аналогичное левому. Изучалось, каким способом действует человек, производя трансформацию. В итоге - человеку требуется большее время для оперирования с грамматически более сложной конструкцией (отрицательная, пассивная).

3. Эксперименты Жака Мелера. Запоминаются 2 группы данных о предложении - информация о семантическом содержании (1 шаг) и синтаксическом компоненте (2 шаг).

4. Колмен. Активные предложения запоминаются легче.

5. П. Уосон. На верификацию отрицательных предложений тратится больше времени, чем на утвердительные. На пассивные больше, чем на активные (А. Макмагон).

6. Гоу Ф. Доказал, что активные предложения верифицируются быстрее, чем пассивные, утвердительные - чем отрицательные, правильные - чем ложные. Верифицируются те предложения, которые отправляются в долговременную память, время верификации не зависит от длины предложения.

7. Блументаль А. Исследовал, как влияет на лёгкость воспроизведения семантическая функция подсказываемого слова. Для оперирования с предложением важнее семантическая функция слова, нежели синтаксическая.

8. Л.Маркс. Чем ближе к началу предложения инверсия, нарушающая его структуру, тем труднее понимание. Значит, суждения о структуре формируются с самого начала.

Заповеди психолингвиста по Миллеру:

  1. Не все физические свойства речи значимы для коммуникации, не все значимые признаки речи имеют физическую репрезентацию.

  2. Значение высказывания нельзя смешивать с его предметной отнесённостью.

  3. Значение высказывания не есть линейная сумма значений, составляющих это высказывание.

  4. Синтаксическая структура предложения обуславливает группирование, которое вызывает взаимодействие между значениями слов, входящих в это предложение.

  5. Число предложений и число значений, которые м.б. выражены не имеют предела.

  6. Описание языка и описание носителя языка не должно смешиваться.

  7. В способности человека к артикулированной речи есть значительный биологический компонент.

Минусы, выделенные Ч. Осгудом:

Минусы, выделенные Дж. Кероллом:

Минусы, выделенные Д. Уортом:

Т.о:

Недостатки теории привели к появлению работ, пытающихся опровергнуть теорию ТГ на экспериментальном материале (Э. Мартин, К. Робертс, Танненбаум, Ивенс, Уильямс, И.И. Ильясов, И.М. Лущихина, Г.Кларк). В итоге - эксперименты Хомского и Миллера некорректны, экспериментально доказательны лишь утверждения о наличии ядерных и неядерных утверждений. Во-вторых, предпринимались попытки пересмотра теории «изнутри». ( Д.Слобин (ввёл понятие обратимости), П. Уосон, С. Кэри).