6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
Трансформации м.б.:
обязательные (д.б. применены к любой терминальной цепочке) и факультативные (их можно применять или не применять) - предложение или ядерное, или трансформация ядерного;
элементарные (задаваемые списком) и сложные трансформации (их применение к ядерному даёт правильное предложение);
обобщённые и сингулярные трансформации.
Внутренняя структура модели Хомского:
Синтаксический компонент. Определяет глубинную структуру предложения (определяет его семантическую интерпретацию) и поверхностную структуру (определяет фонетическую интерпретацию). В грамматике есть трансформационные операции, прилагаемые к предложению как к единому целому. Т.е. трансформационный субкомпонент порождает поверхностную структуру, НС - субкомпонент порождает глубинную структуру.
Далее вводятся 2 типа правил для глубинной структуры: правила ветвления (составляют категориальный компонент) и правила субкатегоризации или лексикон (приписывание определённым элементам дерева синтаксических и семантических характеристик).
Семантический компонент касается интерпретации предложения, порождённого синтаксическим компонентом.
Теория семантического компонента разработана Дж. Кацем и Дж. Фодором. Он включает лексикон (состоит из грамматической или генерирующей части речи и семантической) и правила соотнесения лексикона с грамматической структурой. Сначала получают грамматическое дерево предложения (для этого сначала используются синтаксические маркеры (элементы терминальной цепочки здесь - грамматические классы), а только потом семантические, к каждому элементу цепочки подстраивается семантическое дерево. Семантические маркеры организованы по типу дерева НС, путь по дереву = тропа. Т.е. семантический компонент только интерпретирует предложение, порождённое синтаксическим компонентом.
Фонологический компонент - интерпретация результатов действия синтаксического компонента на поверхностном уровне. Основан на концепции дифференциальных фонетических признаков Якобсона - Хале.
Прагматические правила - правила соотнесения грамматической структуры с контекстом.
Последовательность порождения: База порождает глубинную структуру, которая подаётся в семантический компонент и получает семантическую интерпретацию, при помощи трансформационных правил она преобразуется в поверхностную структуру, которой далее даётся фонетическая интерпретация при помощи правил фонологического компонента. База образуется знаниями о языке (языковая способность). Грамматика языка - это описание языковой способности. Языковая активность - реальное использование языка в конкретных ситуациях.
Экспериментальные исследования в рамках данного направления:
1. Эксперименты Миллера. Восприятие грамматически правильного предложения на фоне шума эффективней восприятия изолированных слов. Сделал вывод о том, что человек оперирует большими, чем слово единицами при принятии решений.
2. Эксперименты Миллера, К. О. Маккина, Д. Слобина. Предлагалось 2 списка (1- ядерные утверждения или их трансформы, 2- трансформы, но в другой последовательности). Человек должен найти предложение правого списка аналогичное левому. Изучалось, каким способом действует человек, производя трансформацию. В итоге - человеку требуется большее время для оперирования с грамматически более сложной конструкцией (отрицательная, пассивная).
3. Эксперименты Жака Мелера. Запоминаются 2 группы данных о предложении - информация о семантическом содержании (1 шаг) и синтаксическом компоненте (2 шаг).
4. Колмен. Активные предложения запоминаются легче.
5. П. Уосон. На верификацию отрицательных предложений тратится больше времени, чем на утвердительные. На пассивные больше, чем на активные (А. Макмагон).
6. Гоу Ф. Доказал, что активные предложения верифицируются быстрее, чем пассивные, утвердительные - чем отрицательные, правильные - чем ложные. Верифицируются те предложения, которые отправляются в долговременную память, время верификации не зависит от длины предложения.
7. Блументаль А. Исследовал, как влияет на лёгкость воспроизведения семантическая функция подсказываемого слова. Для оперирования с предложением важнее семантическая функция слова, нежели синтаксическая.
8. Л.Маркс. Чем ближе к началу предложения инверсия, нарушающая его структуру, тем труднее понимание. Значит, суждения о структуре формируются с самого начала.
Заповеди психолингвиста по Миллеру:
Не все физические свойства речи значимы для коммуникации, не все значимые признаки речи имеют физическую репрезентацию.
Значение высказывания нельзя смешивать с его предметной отнесённостью.
Значение высказывания не есть линейная сумма значений, составляющих это высказывание.
Синтаксическая структура предложения обуславливает группирование, которое вызывает взаимодействие между значениями слов, входящих в это предложение.
Число предложений и число значений, которые м.б. выражены не имеют предела.
Описание языка и описание носителя языка не должно смешиваться.
В способности человека к артикулированной речи есть значительный биологический компонент.
Минусы, выделенные Ч. Осгудом:
вероятностные процессы сводятся к системе альтернативных решений без поиска пути этих решений,
теория не соотносится с общей теорией поведения.
Минусы, выделенные Дж. Кероллом:
психологический механизм порождения речи зависит от реального предметно-логического содержания для выражения и мотива; психологический механизм, обуславливающий генерирование любого типа предложения един и во многом зависит от долингвистических факторов.
любая трансформация не сложнее, чем построение ядерного предложения.
Минусы, выделенные Д. Уортом:
В модели совмещены линейные и нелинейные правила, но линейные правила м.б. зависимы от факторов вне предложения или не известны с самого начала, т.е. не соотносится с реальным поведением говорящего.
не учитываются контексты предыдущих предложений.
Т.о:
Во всех вариантах экспериментов используется один тип коммуникативного высказывания (коммуникация событий).
Исследуется только монологическая речь.
Априорно - лингвистически одно и тоже речевое высказывание. порождается одним и тем же способом. Нет экспериментов, где проблема ставилась бы альтернативно.
В практике исследований происходит смешение языковой способности и языковой активности, лингвистическая модель напрямую переносится на психологические механизмы.
Это теория бессознательного пользования языком, совершенно не учитывается возможность разных ступеней осознавания.
Игнорируется возможность дограмматических этапов порождения, в т.ч. мотивации и внутреннего программирования.
Недостатки теории привели к появлению работ, пытающихся опровергнуть теорию ТГ на экспериментальном материале (Э. Мартин, К. Робертс, Танненбаум, Ивенс, Уильямс, И.И. Ильясов, И.М. Лущихина, Г.Кларк). В итоге - эксперименты Хомского и Миллера некорректны, экспериментально доказательны лишь утверждения о наличии ядерных и неядерных утверждений. Во-вторых, предпринимались попытки пересмотра теории «изнутри». ( Д.Слобин (ввёл понятие обратимости), П. Уосон, С. Кэри).
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста