logo
Лекции по психолингвистики

4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.

История лингвистики и психологии имеет в своём распоряжении различные точки зрения по проблеме функций языка и речи.

К. Бюлер отмечал 3 функции речи:

  1. Экспрессивная (передача переживаний).

  2. Импрессивная (воздействие на реципиента).

  3. Познавательная (высказывание истинности или ложности о явлениях).

Функции языка (по Якобсону Р.):

Звегинцев В.А. говорит о триаде качеств языка: интегрировать и снтезировать опыт, воплощать мысль, осуществлять общение.

Функции языка (лингвистическая классификация):

Леонтьев А.А. соглашается с Рубинштейном С.Л., называя функциями языка только те функции речевой деятельности, которые проявляются в любой речевой ситуации. Также как невозможно общение без знаков, так оно невозможно и без обобщения (Леонтьев А.А.). Общение и обобщение являются основными характеристиками всякой речевой деятельности. «Будучи взят сам по себе, знак, в частности языковой знак не есть ни орудие познания, ни орудие общения. Он лишь своего рода «клеточка», используемая для общения и обобщения действительности в составе более сложных «построек» (А.А. Леонтьев). Важнейший вывод А.А. Леонтьева по этому поводу - единство социального и психического в развитии языка. В процессе человеческой деятельности язык может дублироваться неязыковыми средствами (письмо, мнемонические средства, орудия счёта, планы и карты, чертежи и схемы, прямое подражание). При этом функции языка и функции речи дифференцируются.

Функции языка:

  1. Функция общения. Коммуникативная, которая является, в сущности, функцией регуляции поведения. В речевой деятельности выступает в одном из 3 вариантов:

  1. Функция обобщения выступает в 2 аспектах:

  1. Национально-культурная - усвоение реалий и абстрактных понятий этого народа.

  2. Язык как орудие познания - человечество способно черпать новые знания не только из практической, но и теоретической деятельности.

Функции речи (также возможна замена языка эквивалентными неязыковыми средствами: фирменный знак или символический рисунок в 1, шрифт и т.п. в 4 +рисунок или цвет, мимика, жестикуляция в 3, различные жесты в 2)

  1. Номинативная функция или функция марки - наименование конкретных объектов.

  2. Диакритическая функция- для коррекции или дополнения неречевых ситуаций.

  3. Экспрессивная функция - прежде всего проявляется в использовании паралингвистических средств.

  4. Эстетическая или поэтическая отличается тем, что обычный вербальный материал способен выразить больше, чем в обычной коммуникативной ситуации.