4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
История лингвистики и психологии имеет в своём распоряжении различные точки зрения по проблеме функций языка и речи.
К. Бюлер отмечал 3 функции речи:
Экспрессивная (передача переживаний).
Импрессивная (воздействие на реципиента).
Познавательная (высказывание истинности или ложности о явлениях).
Функции языка (по Якобсону Р.):
эмотивная - передача чувств и воли говорящего,
референтная - обозначение предметов внешнего мира,
метаязыковая - возможность говорить о языке с помощью языка,
фатическая - установление контакта,
поэтическая,
конативная - модальная.
Звегинцев В.А. говорит о триаде качеств языка: интегрировать и снтезировать опыт, воплощать мысль, осуществлять общение.
Функции языка (лингвистическая классификация):
коммуникативная / иформативная (осуществляемые в актах межличностной и массовой коммуникации передача и получение сообщений в форме языковых / вербальных высказываний, обмен информацией между людьми как участниками актов языковой коммуникации, коммуникантами),
познавательная / когнитивная (обработка и хранение знаний в памяти индивида и общества, формирование картины мира),
интерпретативная / толковательная (раскрытие глубинного смысла воспринятых языковых высказываний / текстов),
регулятивная / социативная / интерактивная (языковое взаимодействие коммуникантов, имеющее целью обмен коммуникативными ролями, утверждение своего коммуникативного лидерства, воздействие друг на друга, организация успешного обмена информацией благодаря соблюдению коммуникативных постулатов и принципов),
контактоустанавливающая / фатическая (установление и поддержание коммуникативного взаимодействия),
эмоционально-экспрессивная (выражение своих эмоций, чувств, настроений, психологических установок, отношения к партнёрам по коммуникации и предмету общения),
эстетическая (создание художественных произведений),
магическая / "заклинательная" (использование в религиозном ритуале, в практике заклинателей, экстрасенсов и т.п.),
этнокультурная (объединение в единое целое представителей данного этноса как носителей одного и того же языка в качестве родного),
метаязыковая / метаречевая (передача сообщений о фактах самого языка и речевых актах на нём).
Леонтьев А.А. соглашается с Рубинштейном С.Л., называя функциями языка только те функции речевой деятельности, которые проявляются в любой речевой ситуации. Также как невозможно общение без знаков, так оно невозможно и без обобщения (Леонтьев А.А.). Общение и обобщение являются основными характеристиками всякой речевой деятельности. «Будучи взят сам по себе, знак, в частности языковой знак не есть ни орудие познания, ни орудие общения. Он лишь своего рода «клеточка», используемая для общения и обобщения действительности в составе более сложных «построек» (А.А. Леонтьев). Важнейший вывод А.А. Леонтьева по этому поводу - единство социального и психического в развитии языка. В процессе человеческой деятельности язык может дублироваться неязыковыми средствами (письмо, мнемонические средства, орудия счёта, планы и карты, чертежи и схемы, прямое подражание). При этом функции языка и функции речи дифференцируются.
Функции языка:
Функция общения. Коммуникативная, которая является, в сущности, функцией регуляции поведения. В речевой деятельности выступает в одном из 3 вариантов:
индивидуально-регулятивная - функция воздействия на поведение 1 или нескольких человек,
коллективно-регулятивная функция - воздействие на большую и недифференцированную аудиторию,
саморегулятивная функция - планирование собственного поведения
Функция обобщения выступает в 2 аспектах:
социальный - язык как орудие интеллектуальной деятельности. Интеллектуальный акт распадается на 3 фазы: ориентировка в условиях задачи и выработка плана действия, исполнение намеченного плана, сличение получившегося результата с намеченной целью.
индивидуальный - овладение общественно-историческим опытом человечества.
Национально-культурная - усвоение реалий и абстрактных понятий этого народа.
Язык как орудие познания - человечество способно черпать новые знания не только из практической, но и теоретической деятельности.
Функции речи (также возможна замена языка эквивалентными неязыковыми средствами: фирменный знак или символический рисунок в 1, шрифт и т.п. в 4 +рисунок или цвет, мимика, жестикуляция в 3, различные жесты в 2)
Номинативная функция или функция марки - наименование конкретных объектов.
Диакритическая функция- для коррекции или дополнения неречевых ситуаций.
Экспрессивная функция - прежде всего проявляется в использовании паралингвистических средств.
Эстетическая или поэтическая отличается тем, что обычный вербальный материал способен выразить больше, чем в обычной коммуникативной ситуации.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста