Понятие психолингвистических единиц.
Историческая динамика понятия «единица» в рамках психолингвистики (анализ А.А. Леонтьева).
1. Единица как характеристика первообраза. Такое понимание было свойственно гештальтпсихологии и тесно связано с характеристикой восприятия. В русле данного направления укладываются и работы Ч. Осгуда, выдвигающего трёхуровневую модель поведения, в т.ч. и сенсорного анализа (уровень проекции или первичный анализ, уровень интеграции с объединением выделенных до этого сенсорных коррелятов, символический уровень с идентификацией сложившегося слухового образа). В.П. Зинченко ввёл понятие оперативной единицы восприятия. Со временем количество признаков, на которые человек ориентируется при восприятии уменьшается за счёт объединения и исключения лишних. В процессе опознания эти признаки выступают как простые неразложимые элементарные оперативные единицы.
В книге «Психолингвистика» Ч.Осгуда, С.Эрвина, Д.Уокера. Под психолингвистическими единицами понимают сегменты сообщения, которые являются «функционально оперативными как целые в процессе кодирования и декодирования и поддаются уровневому анализу.
Психолингвистические единицы иерархически организованны:
Единицы мотивационного уровня - предложения в широком понимании слова + общая регулировка сообщения (интонация, ударение, обобщённые синтаксические характеристики).
Семантический уровень. Психологические единицы - элементы нашего знания о языке. Единица кодирования - функциональный класс (эквивалент синтагмы), единица декодирования - нуклеус.
Уровень последовательностей. Единица - слово.
Интеграционный. Единица кодирования - слог, декодирования - фонема. Уровни эти имеют врождённую природу. Оперативные единицы при восприятии и производстве различны.
2. Единица как характеристика процесса отображения. Такой подход наиболее характерен для трансформационной грамматики. План, определяющий последовательность совершения операций, предполагает наличие молярных (целостный акт поведения, его стратегия) и молекулярных (тактика поведения) единиц. Образ (всё, что приобрёл организм) противопоставлен плану.
У Хомского и Миллера единицы являются производными от иерархической структуры плана и не соотнесены с сегментами сообщения. План - отчётливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать. Грамматический план представляет собой иерархию грамматических правил. Моторный план ему подчиняется и представляет собой сравнение моторного выхода (звуки и речедвижения) со звуковым и проприоцептивным Образом. Затем моторный План реализуется в движениях речевой мускулатуры.
3. Единица как характеристика отображения. Такое понимание характерно для бихевиористов (Скинер).
4. Понятие психолингвистических единиц, лежащих в основе структурно-функционального рассмотрения строения речевой деятельности в работах А.А.Леонтьева. Отличие психолингвистических единиц от лингвистических и психологических.
Отечественная психолингвистика из 2 возможных видов анализа (анализ по элементам и анализ по единицам, на которые указывает Выготский Л.С. в работе «Мышление и речь») предпочитается второй. Единицей является такой продукт анализа, который обладает всеми основными свойствами, присущими целому, и которые являются далее не разложимыми живыми частями этого единства.
Психолингвистические единицы - в отечественной психолингвистике это речевые действия и операции, находящиеся друг с другом в иерархических отношениях, это единые в процессе кодирования и декодирования сегменты сообщения. Это такие продукты анализа, которые содержат в себе все признаки и свойства целого + ряд новых свойств и далее эти единицы уже не разложимы (Выготский Л.С.). Это оперативные единицы, функциональные блоки, действующие во время порождения и восприятия речи
Языковые единицы - это различные инварианты лингвистических моделей описания объективно существующей языковой системы и языковой нормы. Фонема - минимальная единица языка. Морфема, слово (= обозначающее / обозначаемое, обозначение/ представление), предложение (= сочетание слов по законам грамматики/ соединение слов по смыслу).
Психологические единицы - компоненты нашего знания о языке. Звук - минимальная произносительная единица. Слог - элемент произносительной единицы. Смысло - речевые единицы высказывания: а/ слово + паралингвистические средства (детская речи, диалог); б/ фраза + ситуация (ситуативная речь); в/ сообщение, текст ( 3 вида текстов по функциональной направленности: повествование (события), описания (качества, признаки), рассуждения (убеждение, доказательство)). Структура фразы: а/ цепочка - предложение вытекает по смыслу из предыдущего; б/ параллель - каждое предложение само по себе.
Т.о. языковые единицы соотнесены с языком, как с объективно существующей языковой системой и языковой нормой, психолингвистические - с речевой деятельностью, психологические - с отображением в сознании и психике в целом строения языковой способности (понятие языковой способности (по Леонтьеву А.А.) объединяет все аспекты человеческой психики, обуславливающие речевые процессы)
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста