5.3. Внутренняя речь.
Леонтьев А.А. разграничивает внутреннюю речь, внутреннюю программу и внутреннее проговаривание.
Внутреннее проговаривание - это скрытая физиологическая активность органов артикуляции, возникающая в определённых случаях и имитирующая в большей или меньшей степени процессы, происходящие при реальном говорении. Внутреннее проговаривание осуществляется вне внутренней речи и вне глубоких психологических процессов. Это подтверждается тем, что при занятости речедвигательного аппарата посторонней деятельностью, понимание и воспроизведение услышанного материала является адекватным.
Внутренняя речь (ВР) есть речевое действие, перенесённое вовнутрь, т.е. производимое в свёрнутой редуцированной форме (Леонтьев А.А.). Включает в свой состав лишь отдельные слова и их потенциальные связи. При этом сохраняются все признаки предикатов, их валентности. Т.е. внутренняя речь всегда потенциально может развернуться во внешнюю речь (А.Р. Лурия).
Внутренняя речь обладает следующими признаками (А.Р. Лурия):
Состоит из предикатов, ключевых слов, несущих в себе суть информации.
Характерен процесс аглютинации (слияния слов в одно с их сокращением) в актуальную информацию, обозначающую мысль, замысел, набор рем будущего высказывания.
По структуре напоминает ситуативное общение. Это свёрнутая речь, сжатая, деграмматикализованная. Это речь, несущая в себе конспект будущего высказывания. Т.е. свёрнутая форма и развёрнутое, глубокое смысловое содержание.
Осуществляется переход от замысла к значению. Мышление чистыми значениями, происходит первые словесные обозначения смысла. Далее они разворачиваются в связную, наполненную значением речь.
Это результат длительной эволюции речевого сознания. Она развивается из внешней эгоцентрической речи, затем сворачивается в шёпот, затем интериоризируется внутрь языкового сознания (к 10-12 годам).
Жинкин Н.И.: « Язык ВР свободен от избыточности, свойственной всем натуральным языкам. Формы натурального языка определены строгими правилами, поэтому соотносящиеся элементы конкретны, наличие одних элементов предполагает наличие других. Во ВР связи предметны, т.е. содержательны, а не формальны, и конвенциональное правило составляется лишь на время, необходимое для данной мыслительной операции».
Внутренняя программа высказывания (ВП)- соответствует содержательному ядру будущего высказывания. ВП имеет линейный характер, включает корреляты компонентов, образующих основной смысловой костяк. Код ВП - УПК или предметно-схематический, предметно-изобразительный код. В основе программирования - образ, которому приписывается смысловая характеристика или личностный смысл. Этот смысл является предикатом ВП. Затем происходит свёртывание образа. При этом все второстепенные признаки включаются в объём смысловой нагрузки главного образа. Внутреннее программирование может развернуться во внешнюю речь, минуя внутреннюю, либо во внутреннюю речь. ВП высказывания подчинена более крупной программе.
Уровни внутренней речи (в изложении М.Р. Львова):
И.Н. Горелов исследовал глубинный структуры, функциональный базис речи, что позволили выделить уровни внутренней речи.
Предельно глубокий уровень (функциональный базис речи) – уровень понятий, неоформленный словами к-л языка (ВП по А.А. Леонтьеву).
Внутренняя рече - мысль с доминированием эмоционально насыщенных зрительных, вкусовых, обонятельных образов.
Уровень, на котором вербальная информация уживается с невербальной.
На этом уровне преодолевается дискретность речи, она разворачивается как единая последовательность. Есть общая схема высказывания.
Вербальный, но не достаточно детализированный уровень (внутреннее проговаривание).
Детализированная внутренняя речь (письменная речь «про себя»).
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста