5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
Устная речь.
Устная речь имеет две стороны: отправление речевого сигнала (говорение) и его приём (слушание). Подробно проблемы порождения и восприятия речи будут рассмотрены в соответствующем разделе.
Разговорная речь. Есть формы аффективной речи, не требующие специальной мотивации, но и не являющиеся высказыванием в чистом виде, т.к. не несут смысловой нагрузки (боль, страх, стресс) //Ой! Ах ты! Вот это да!
Присущие разговорной речи черты позволяют отделить её и от аффективных возгласов, и от диалога. Эти фразы широко используется в повседневном общении, и не являются диалогом в чистом смысле (аффективные возгласы (Ай! Ой! Ух ты! Вот это да!), клишированные, стереотипные речевые блоки). Эта речь свёрнутая и всплывает по принципу стимул - реакция. Для неё характерны:
спонтанность,
стихийность,
построение фразы в условиях минимального или нулевого времени на обдумывание,
средства общения зависят от ситуации общения,
широкое использование НВКК,
широкое использование слов-указателей, местоимений,
использование слов с нулевой семантикой // ну и дела, вот так штука,
использование слов с неопределённым смыслом или слов-губок, заменяющих строгие определения // что это там за побрякушки,
использование обобщённых названий, своеобразные семантические контексты // Вы к врачу? - кивок. А за кем? - За красной кофточкой. А она? - За зелёным свитером.
Диалог и полилог - сложная форма речевой коммуникации, т.к. есть регуляция мотивами и потребностями, смысловая нагрузка, единицы коммуникации. "Диалог, диалогическая речь - форма устной речи, разговор двух лиц, речевое общение посредством обмена репликами". Полилог, полилогическая речь - это разговор трех и более собеседников. Их реплики, также как и в диалоге, объединены общей темой.
Диалог и полилог во многом сходны, но отождествлять их нельзя. Диалог - это простейшая или элементарная форма коллективного общения; полилог - более сложная форма коллективного общения как по составу участников, так и по языковой структуре.
Устная диалогическая речь имеет своеобразную грамматическую структуру - допустима грамматическая, синтаксическая и морфологическая неполнота. Мотив м.б. во внешнем плане, и его м. не быть во внутреннем. Успешность диалога определяется также и развитой социальной чувствительностью, наблюдательностью и эмпатией. Кроме того в диалоге активно используются паралингвистические средства. Т.о. в диалоге главное - опора на общность ситуации общения, использование НВКК, грамматическое своеобразие. Т.е. диалог - это не просто обмен информацией между общающимися, это и взаимовосприятие и взаимодействие партнёров.
Диалог и полилог противопоставляются монологу; но в процессе диалога или полилога может наблюдаться и монолог (когда инициатива ведения беседы оказывается у одного участника). В этом случае другие участники превращаются в слушающих. Таким образом, диалог распадается на монологи, а полилог - на диалоги, то есть всякое общение идет через монологи, через индивидуальные речи составляющих данное языковое сообщество. Диалогическая и полилогическая речи остаются суммой монологов, так как речь в этих формах общения остается индивидуальной, ведь каждый человек индивидуален и неповторим.
Монолог - особая форма речи, нерасчитанная на непосредственную речевую реакцию собеседника. Это м.б. описание, пересказ, рассуждение, умозаключение.
Монолог есть развернутое высказывание одного лица; это речь, совсем или почти не связанной с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении. Непосредственной реакции собеседника на то, что говорится, здесь не предполагается, он только слушает, то есть у слушателя в монологе пассивная роль. Подлинный монолог - письменная речь, которая обращена во внешний мир без непосредственной реакции.
Монологическая речь - она может возникнуть в ответ на поставленный извне вопрос, а может быть реализацией своего замысла. В её основе самостоятельный мотив и замысел, определяющие создание самостоятельного высказывания.
Монологу присущи:
композиционная организованность,
смысловая завершённость,
развёрнутость,
часто требуется предварительная подготовка,
минимальное использование грамматических стереотипных выражений,
не допускает избытка словесной информации,
ограничено использование НВКК.
Сообщение, доклад близки по сути к устному тексту. Критерии оценки устного текста:
смысловая завершённость,
логика изложения,
последовательность изложения,
развёрнутость во времени,
выделение основной мысли,
наличие причинно-следственной связи,
адекватное использование речевых средств с точки зрения понятности собеседнику и говорящему,
достижение смыслового единства сообщения,
соответствие поставленной цели.
Сравнительная характеристика монолога и диалога
Что проще диалог или монолог? Вопрос открыт.
1 точка зрения - монолог является высшим уровнем, т.к. д.б. единый замысел, смысловая программа, наличие постоянного самоконтроля, отсутствие возможности соскальзывания с темы по ассоциативному принципу, ограниченность во времени.
2 точка зрения - труден пусковой механизм. Неважно монолог это или диалог. В диалоге д.б. понимание мысли собеседника, чёткое оформление своей мысли, соотнесение диалога с его целью, умение придать новое русло общению, + развитая эмпатия, сформированные навыки социального общения. Кроме того, в онтогенезе первоначально появляется монолог, а затем диалог. Но разговор с куклой - это монолог или диалог? А м.б. монолог - это вид диалога, т.к. это разговор с собой или с воображаемым собеседником?
монолог | диалог и полилог |
достаточно самостоятельная единица (с точки зрения формы и содержания) | не являются достаточно самостоятельными единицами с точки зрения формы и содержания |
обладает гораздо большей степенью традиционности при выборе языковых и композиционных средств, имеет более сложное синтаксическое построение | ситуативная обусловленность больше, чем в монологе; представляют собой обмен высказываниями, которые порождаются одно другим в процессе разговора; эта взаимосвязанность высказываний всегда смысловая и коммуникативная; в пределах определенной микросистемы она закреплена средствами языковых надпредложенческих связей |
| не отличаются четкостью и стройностью (создаются совместными коммуникативными усилиями нескольких лиц) |
характер употребления языковых средств- присоединительные или кумулятивные связи | характер употребления языковых средств - встречные или оккурсивные связи |
| диалогу и полилогу свойственно употребление специальных форм коммуникативной установки, которые обслуживают языковое общение |
Основные коммуникативные ситуации употребления- это сфера искусства, ораторского выступления, общения по телевидению и радио, ситуация обучения (речь учителя в классе). Крайне редко монологическая речь встречается в бытовом общении. | широко распространены и в бытовом общении, и в художественной литературе. |
одностороннее общение | это разные точки зрения, которые либо совпадают, либо нет; это активная интерпретация точки зрения другого; это ожидание ответа и его предвосхищение в собственном высказывании; это взаимодополнение точек зрения участников общения, соотнесение которых и является целью диалога и полилога |
является более завершенным, закрытым в семантическом плане | обладает большим динамизмом, активностью |
Письменная речь - это особый вид речевой деятельности, реализующийся в виде письма и чтения. По Л.С. Выготскому это новая речевая функция, которая требует высокой степени абстракции, это алгебра речи. Письменная речь кодирует устную, а устная кодирует предметы, действия, признаки, отношения. Т.е. ПР - это код кода, двойное кодирование. Усвоение письменной речи, приобретение навыков чтения и письма — качественно новый этап изучения родного языка.
Нейрофизиология письма и чтения. В основе формирования любой психической функции - функциональная система (избирательное динамичное образование , объединяющее ряд участков головного мозга). Письмо - сложный двигательный акт, локализованный в средних отделах премоторной зоны левого полушария (центр Экснера). В настоящее время этот процесс представляется как сложная многозвеньевая структура, характеризующаяся совместной работой речедвигательного, слухового, оптико-пространственного и двигательного анализатора. Т.о. афферентации идут с нижнетеменных, височных, затылочных и заднелобных отделов мозга. При этом у взрослого доминирует слуходвигательная афферентация. Нейропсихологический анализ письма, показывает, что в функциональную систему письма входят следующие компоненты: 1) процессы переработки слухоречевой информации (звуковой анализ услышанного, слухоречевая память); 2) дифференциация звуков на основе кинестетической информации; 3) актуализация зрительных образов букв; 4) ориентация элементов буквы, строки в пространстве; 5) моторное (кинетическое) программирование графических движений; 6) планирование, реализация и контроль акта письма; 7) поддержание рабочего состояния, активного тонуса коры.
Черты письменной речи:
требуются дополнительные знания для перекодировки устного высказывания в буквенный письменный текст, причём в грамотной форме,
нет дополнительных невербальных данных, возможно только максимально полное использование грамматических средств коммуникации,
нет ограничений во времени,
м.б. контроль и корректировка написанного, в разговорной речи корректировки (хезитации //как бы, значит, понимаете ли, так сказать, это самое, вот, знаете ли, эээ, ммм и автокорректировки // я хотел сказать, а может лучше и т.п.) мешают общению.
Психологическая готовность к овладению письменной речью.
Во-первых, ребёнок должен принять учебную задачу, уметь с помощью педагога создать программу этой задачи, проконтролировать свою деятельность и оценить результат + желание узнавать.
Во-вторых, д.б. металингвистическая способность - осознанное отношение к языку, умение его анализировать и выдвигать отдельные структурные элементы. Возможность знакомиться со звуками речи у ребёнка появляется после 4 лет и проявляется в способности выделять фонематические признаки звука.
В-третьих, д.б. развитая устная речь.
В-четвёртых, сформированность мысленных операций.
В-пятых, зрительно-пространственная ориентировка в схеме своего тела, установление отношений между предметами, д.б. понимание и употребление слов с пространственным значением.
Отличия письменной речи (ПР) от устной (УР):
По генезу (происхождению) - УР усваивается ребёнком исключительно практически, т.е. на основе опыта и артикуляции долгое время не осознаётся. ПР осознаётся с самого начала и усваивается в процессе специального обучения.
По психологическим особенностям на отдельных этапах развития.
На начальных этапах ребёнок не использует ПР как средство общения. Весь 1 период начального обучения грамоте характеризуется необходимостью особого внимания со стороны ребёнка овладению техническими предпосылками письма, т.е. способу разложения слова на звуки и запись его буквами. Через 1-2 года письмо становится средством общения, и навык письма переходит в истинную ПР. Кроме того, первоначальное обучение письму предполагает изменение отношения к УР: умение выделять отдельные слова из потока, осознание звуков, из которых состоит слово
3. По функциональным особенностям. УР всегда включена в ситуацию, в ПР автор моделирует собеседника. Синтаксически ПР более полная и имеет свои средства выразительности. УР непосредственно связана с невербальными компонентами коммуникации (жесты, мимика, поза, телодвижения, время и пространство общения, смысловые и эмоциональные интонации, просодические компоненты).
Психологическое содержание письма и чтения.
Важно определиться, чему именно мы хотим научить (прочитать текст, свободно читать и переводить, уметь объясняться на языке, уметь перевести текст с русского, уметь выражать любую мысль на языке, думать на языке и пр.). Для каждой из задач д.б. своя методика обучения, универсальной методики нет и быть не может (А.А. Леонтьев). Имеются две постоянные: ученик и знание, которое мы ему нужно дать. Вся мудрость школьной методики в том, чтобы поставить ребёнка в такую психологическую ситуацию, в которой усвоение будет наиболее лёгким и эффективным. Достигается разными способами: определяется характер усвоения (уметь пересказать, выучить наизусть и пр.), количество повторений и способ закрепления, способ построения урока и пр. вплоть до цвета стен.
Сама постановка о структуре усвоения знаний предполагает знание того, как внешнее переходит во внутреннее (теория поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина: практические действия с предметами внешняя речь внутренняя речь автоматизация и переход умственного действия на неосознаваемый уровень + вхождение данного действия в структуру другой деятельности) . «?» Как облегчить процесс усвоения грамматики? Возможно сначала необходимо научить ребёнка определённым грамматическим приёмам, действиям над материалом, критериям анализа, а затем уже вводить определённую номенклатуру? Подлежащий сознательному усвоению языковой материал м.б. условно разделён на 2 группы: знаки и принципы их комбинирования.
Ошибки в письменной речи дошкольников (Цейтлин С.Н.):
Графические. Нарушаются правила русской графики. Графические ошибки разнообразны, но есть некоторые закономерности отступлений от предписанных графикой правил.
Неверный выбор (или отсутствие) той или иной буквы ведет к искажению звукового облика слова при чтении. Дети путают буквы Ю и Я (пишут ЛЯСТРА вместо люстра), У и О (ЛОК вместо лук) и т. п. Некоторые ошибки напоминают звуковые процессы (дистантную ассимиляцию согласных и гласных, метатеэис и т. п.).
Ребенок избирает не те способы обозначения мягкости, которые диктуются правилами графики
Орфографические. Графика и орфография соотносятся как система и норма: орфография представляет собой систему ограничений, налагаемых на действие правил графики. На ранних этапах освоения письма дети склонны выбирать тот из вариантов, предоставляемых графикой, который ближе к реальному звучанию слов, они пишут, как слышат, нарушая морфологический принцип написания. Получается нечто близкое к фонетической (хотя и не очень точной) транскрипции: МАСКВА, ХАЛАДИЛЬНИК, ВИСНА, ВИЛАСИПЕТ, СКАСКА, КНИШКА (отражение ассимиляции по глухости), ЗБОР, ПРОЗЬБА (отражение ассимиляции по звонкости), ШШИЛ, ЖЖАТЬ (отражение полной ассимиляции), СЕРЦЕ, ДЕСНИЦА (отражение упрощения групп согласных) и т. п.
На следующих этапах фиксируются ошибки противоположного характера. Дети, зная уже о том, что не следует доверять звучанию слова, становятся осторожными и выбирают, на всякий случай, вариант, весьма далекий от реального произношения // ТРОВА, КИЗКА, ПРЕВЕТ и т. п. Некоторые дети выбирают неверные гласные и согласные в сильных позициях // КРОСНЫЙ вместо красный: “Ты, бабушка, не понимаешь — надо писать не как слышишь, а наоборот» ПАРОШУТЬИСТЫ ПАДАЙУТ СВИРТАЛОТА. ПРАЗЬНИК. ПАРАШУТЫ. ПОРАТ ВИТИРАНОВ. ПАРАД ПАРУ ШУТИСТАФ. ПОРАД. ПАРАШУ ТИСТЫ НАПРАЗНИКИ.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста