3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
Впервые проблему языка и речи сформулировал В. Гумбольдт. Он рассматривал язык как некое готовое орудие, а речь как постоянно возобновляющуюся деятельность, процесс говорения и слушания. Разграничение языка и речи можно встретить в работах А.А. Потебни и И.А. Бодуэна де Куртюнэ. Развёрнутое учение о языке и речи принадлежит Ф. Де Соссюру. Язык в данном случае - система знаков и правил их комбинирования, надындивидуальная система, противопоставленная языковой способности как функции индивида. Социальное (язык) противопоставлено индивидуальному (языковая способность). Язык и языковая способность объединяются в речевую деятельность, противопоставленную речи. Потенция (речевая деятельность) противопоставлена реализации (речи). Речь - использование знаковой системы в целях общения, индивидуальный акт реализации языковой способности посредством языка. Речь и язык тесно друг с другом связаны и предполагают друг друга, объединяясь в речевую деятельность, но обладают свойствами полностью исключающими друг друга. Поэтому д.б. две науки - лингвистика языка и лингвистика речи.
К концу 19 началу 20 века интерпретация понятия “язык” была весьма различна: Штейнталь и Вундт понимали его как процесс, деятельность, младограмматики - как систему.
Щерба Л.В. рассматривает аспекты языка: первый - речевая организация (является психофизиологическим продуктом и обуславливает речевую деятельность), второй - умозаключение выявляющее языковую систему, третий - языковой материал. Андреев Н.Д. и Зиндер Л.Р. развили концепцию: речевой процесс - акт, порождающий речевой материал (конкретная реализация системы языка), речь - система сочетания языковых элементов в тексте. Иначе говоря, в лингвистике принято считать, что язык – это совокупность языковых единиц разного уровня, а также правил их конструирования и употребления
Бюлер К. Предлагает четырёхчленную систему, где по сути противопоставляется социальное - индивидуальное, виртуальное - реальное: речевая деятельность, речевые акты, языковые средства и языковые структуры.
Т.е. в конце 19 -начале 20 века психология изучает процессы говорения, речь и лишь постольку занимается языком, поскольку его онтология как-то проявляется в этих процессах. Лингвистика изучает язык как систему, либо трактуя его в материальном аспекте (система речевых навыков), либо в идеальном, не интересуясь реализацией этой системы. Такое положение сохранялось достаточно долго. //С.Л.Рубиинштейн: “Психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку, как таковому не применим: это в корне ошибочный психологизм”. И.М.Соловьёв: “речь - явление психологическое, язык - общественное”. Речь - это произношение осмысленных звуков, это поведение, это то что мы слышим (Д. Слобин), это использование средств языка индивидом сообразно задачам, которые перед ним стоят, и условиям , в которых эти задачи возникают. Этот процесс совершается в виде речевой деятельности и выражается в речевых образованиях, посредством которых совершается общение. При этом язык является системой средств, которые используются в речи (С.Л. Рубиншттейн).
Сегодня понятия речи и язык являются многоаспектными. Взаимоотношение языка и речи диалектично (Н.И. Жинкин). Язык определяет речь, т.к. считается с условиями коммуникации. Язык прокладывает путь от интеллекта к действительности так, чтобы партнёры от субъективных восприятий действительности перешагнули к объективному пониманию. Речь определяет язык, т.к. действительность и человеческие потребности в коммуникации изменяются. Будет изменяться и путь от интеллекта к действительности.
По мнению А.А. Леонтьева, только у Жинкина Н.И. можно найти приемлемый подход. Речь рассматривается как объект, а не результат изучения; во-вторых, речь имеет собственную структурную и функциональную специфику; в-третьих, должна быть единая, приемлемая для всех наук система категорий, описывающая речевую деятельность.
Сравнительная характеристика речи и языка (М.Р. Львов)
Язык | Речь |
Знаковая система, имеющая иерархическую организацию, внутренние связи, взаимодействия, правила, парадигмы, модели. Используется людьми для выражения мыслей, эмоций, для внутреннего диалога, для общения с членами данного языкового коллектива. | Само общение, выражение мысли, самовыражение личности. |
Потенциален. Хранится в памяти языковой личности. Нейтрален к реальной жизни. | Это мотивированная и целенаправленная деятельность, это действие и его продукт. |
Стремится к стабильности, консервативен, слабо подвержен изменениям. | Допустимы грамматические и фонетические отклонения, которые либо утверждаются в языке, либо исчезают. |
Нормативен для всего социума. | Допустимы нарушения речи ввиду её индивидуальности. |
Центростремителен, способен сплотить и стабилизировать общество. Служит всему языковому коллективу. Надиндивидуальна, надситуативна. | Центробежен, имеет тенденцию порождать непонимание (арго, жаргоны и т.п.). Индивидуальна и ситуативна. Продуцируется индивидом, обслуживает его, отражает и выражает его как личность. |
Иерархически организован, имеет уровневую структуру. Конечен. Ограничен языковыми средствами. | Линейна, последовательна во времени и пространстве. Теоретически бесконнечна. Обладает паралингвистическими средствами. |
Не м.б. качественно оценён. | М.б. качественно оценена |
Различение языка и речи важно, т.к. речь ребёнка определена системой языка, находящейся вне его + ребёнок овладевает речевой деятельностью, т.е. правилами и способами существования языка.
Речь - это форма реализации и существования живого языка. Без речи язык мёртв. Без языка речь - пустой набор звуков.
- Тема 1. Теоретические и методологические основы психолингвистики
- 1.1. Историческая динамика взглядов на предмет психолингвистики. Современное понимание предмета и объекта психолингвистики.
- 1.2. Причины выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- Задачи и методы психолингвистики:
- 1.4. Связь психолингвистики с другими науками.
- 1.5. Внутренняя структура психолингвистики (по а.А. Леонтьеву).
- 1.6. Основные постулаты психолингвистической теории по а.А. Леонтьеву.
- Тема 2. История развития психолингвистики
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 16-23.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 5-18
- 2.1.Психолингвистические идеи до выделения психолингвистики в самостоятельную науку.
- 2.2. Возникновение психолингвистики. Психолингвистика 1 поколения.
- 2.3. Психолингвистика 2 поколения: н. Хомский и Дж. Миллер.
- 2.4. Психолингвистика 3 поколения.
- 2.5. Тенденции современной лингвистики за рубежом по Леонтьеву а.А.:
- 2.6. Роль Выготского л.С. И его школы в развитии психолингвистики.
- 2.7. Развитие отечественной психолингвистики.
- Тема 3. Язык, речь, речевая деятельность.
- Литература
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с. 56-73.
- 3.1. Понятие речевой деятельности в отечественной психолингвистике.
- Понятие психолингвистических единиц.
- 3.3.Физиологические основы теории речевой деятельности.
- 3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.
- 3.5. Понятие языковой системы. Типы отношений в языковой системе.
- Тема 4. Функции языка и речи.
- Горелов и.Н., Седов к.Ф. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.71-103.
- 4.1. Основные и факультативные функции языка и речи.
- 4.2. Роль речи в протекании психических процессов.
- 4.3. Проблема мышления и речи, языка и сознания в психолингвистике.
- 4.4. Язык и коммуникация.
- 4.5. Эмоции и язык.
- Тема 5. Классификация форм и видов речи.
- 5.1. Критерии психолингвистического анализа речи.
- 5.2. Характеристика форм и видов внешней речи.
- 5.3. Внутренняя речь.
- Тема 6. Психолингвистический анализ порождения речи.
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 40-64.
- 6.1. Теория порождающих грамматик
- 6.2. Трансформационная грамматика н. Хомского.
- 6.3. Когнитивные модели.
- 6.4. Московская психолингвистическая школа
- Развёрнутое речевое сообщение и его порождение
- Тема 7. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.1. Психолингвистика восприятия речи.
- 7.2. Психолингвистика речевого воздействия.
- Тема 8. Языковая и метаязыковая способность.
- 8.1. Языковая компетенция. Компоненты языковой компетенции.
- 8.2. Языковая способность
- 8.3. Метаязыковая способность.
- Тема 9. Лингвистические и паралингвистические средства языка в психолиингвистике и их усвоение в онтогенезе
- Литература
- Белянин в.П. Введение в психолингвистику. - м., 1999 - с. 64-69.
- Леонтьев а.А. Основы психолингвистики. - м.,1997 - с.172-189.
- 9.1 Развитие речи и усвоение языка в онтогенезе (общие закономерности). Поэтапность формирования речевых способностей. Факторы, определяющие речевое развитие.
- 9.2. Язык как система знаков
- 9.3. Невербальные компоненты коммуникации. Довербальный этап и его роль в развитии речевой способности. Онтогенез невербальных компонентов коммуникации.
- 9.4. Фонетические средства языка с точки зрения психолингвистики. Фоносемантика.
- 9.5. Слово как основной элемент языка. Усвоение лексических единиц (слов, фразеологизмов).
- I методы исследования понятий
- Расширение и сужение значений слов
- 9.6. Психолингвистический аспект грамматики. Овладение морфологическими категориями существительного, прилагательного, глагола.
- Психосемантика фразы и текста. Усвоение синтаксических структур. Овладение способами организации текста.
- Психосемантика текста