logo search
Лекции по психолингвистики

3.4. Определение понятий речь и язык. Их сравнительная характеристика.

Впервые проблему языка и речи сформулировал В. Гумбольдт. Он рассматривал язык как некое готовое орудие, а речь как постоянно возобновляющуюся деятельность, процесс говорения и слушания. Разграничение языка и речи можно встретить в работах А.А. Потебни и И.А. Бодуэна де Куртюнэ. Развёрнутое учение о языке и речи принадлежит Ф. Де Соссюру. Язык в данном случае - система знаков и правил их комбинирования, надындивидуальная система, противопоставленная языковой способности как функции индивида. Социальное (язык) противопоставлено индивидуальному (языковая способность). Язык и языковая способность объединяются в речевую деятельность, противопоставленную речи. Потенция (речевая деятельность) противопоставлена реализации (речи). Речь - использование знаковой системы в целях общения, индивидуальный акт реализации языковой способности посредством языка. Речь и язык тесно друг с другом связаны и предполагают друг друга, объединяясь в речевую деятельность, но обладают свойствами полностью исключающими друг друга. Поэтому д.б. две науки - лингвистика языка и лингвистика речи.

К концу 19 началу 20 века интерпретация понятия “язык” была весьма различна: Штейнталь и Вундт понимали его как процесс, деятельность, младограмматики - как систему.

Щерба Л.В. рассматривает аспекты языка: первый - речевая организация (является психофизиологическим продуктом и обуславливает речевую деятельность), второй - умозаключение выявляющее языковую систему, третий - языковой материал. Андреев Н.Д. и Зиндер Л.Р. развили концепцию: речевой процесс - акт, порождающий речевой материал (конкретная реализация системы языка), речь - система сочетания языковых элементов в тексте. Иначе говоря, в лингвистике принято считать, что язык – это совокупность языковых единиц разного уровня, а также правил их конструирования и употребления

Бюлер К. Предлагает четырёхчленную систему, где по сути противопоставляется социальное - индивидуальное, виртуальное - реальное: речевая деятельность, речевые акты, языковые средства и языковые структуры.

Т.е. в конце 19 -начале 20 века психология изучает процессы говорения, речь и лишь постольку занимается языком, поскольку его онтология как-то проявляется в этих процессах. Лингвистика изучает язык как систему, либо трактуя его в материальном аспекте (система речевых навыков), либо в идеальном, не интересуясь реализацией этой системы. Такое положение сохранялось достаточно долго. //С.Л.Рубиинштейн: “Психологический аспект имеется только у речи. Психологический подход к языку, как таковому не применим: это в корне ошибочный психологизм”. И.М.Соловьёв: “речь - явление психологическое, язык - общественное”. Речь - это произношение осмысленных звуков, это поведение, это то что мы слышим (Д. Слобин), это использование средств языка индивидом сообразно задачам, которые перед ним стоят, и условиям , в которых эти задачи возникают. Этот процесс совершается в виде речевой деятельности и выражается в речевых образованиях, посредством которых совершается общение. При этом язык является системой средств, которые используются в речи (С.Л. Рубиншттейн).

Сегодня понятия речи и язык являются многоаспектными. Взаимоотношение языка и речи диалектично (Н.И. Жинкин). Язык определяет речь, т.к. считается с условиями коммуникации. Язык прокладывает путь от интеллекта к действительности так, чтобы партнёры от субъективных восприятий действительности перешагнули к объективному пониманию. Речь определяет язык, т.к. действительность и человеческие потребности в коммуникации изменяются. Будет изменяться и путь от интеллекта к действительности.

По мнению А.А. Леонтьева, только у Жинкина Н.И. можно найти приемлемый подход. Речь рассматривается как объект, а не результат изучения; во-вторых, речь имеет собственную структурную и функциональную специфику; в-третьих, должна быть единая, приемлемая для всех наук система категорий, описывающая речевую деятельность.

Сравнительная характеристика речи и языка (М.Р. Львов)

Язык

Речь

Знаковая система, имеющая иерархическую организацию, внутренние связи, взаимодействия, правила, парадигмы, модели.

Используется людьми для выражения мыслей, эмоций, для внутреннего диалога, для общения с членами данного языкового коллектива.

Само общение, выражение мысли, самовыражение личности.

Потенциален. Хранится в памяти языковой личности. Нейтрален к реальной жизни.

Это мотивированная и целенаправленная деятельность, это действие и его продукт.

Стремится к стабильности, консервативен, слабо подвержен изменениям.

Допустимы грамматические и фонетические отклонения, которые либо утверждаются в языке, либо исчезают.

Нормативен для всего социума.

Допустимы нарушения речи ввиду её индивидуальности.

Центростремителен, способен сплотить и стабилизировать общество. Служит всему языковому коллективу. Надиндивидуальна, надситуативна.

Центробежен, имеет тенденцию порождать непонимание (арго, жаргоны и т.п.). Индивидуальна и ситуативна. Продуцируется индивидом, обслуживает его, отражает и выражает его как личность.

Иерархически организован, имеет уровневую структуру. Конечен. Ограничен языковыми средствами.

Линейна, последовательна во времени и пространстве. Теоретически бесконнечна. Обладает паралингвистическими средствами.

Не м.б. качественно оценён.

М.б. качественно оценена

Различение языка и речи важно, т.к. речь ребёнка определена системой языка, находящейся вне его + ребёнок овладевает речевой деятельностью, т.е. правилами и способами существования языка.

Речь - это форма реализации и существования живого языка. Без речи язык мёртв. Без языка речь - пустой набор звуков.