logo search

4.1. Феноменология развития личности

В детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе; образуются устойчивые формы социального взаимодействия, моральные и социальные нормы.

Развитие личности — процесс формирования личности как социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. При изучении социального развития детей исследователи выделяют три основных процесса, обеспечивающих социальное научение: классическое обусловливание; инструментальное обусловливание; научение в результате наблюдения.

Классическое обусловливание представляет собой процесс, при котором в результате научения условный стимул связывает­ся с безусловным. Инструментальное, или оперантное, обуслов­ливание наблюдается тогда, когда ребенок случайным образом выполняет правильно (или неправильно) какой-либо элемент поведения, причем такое поведение подкрепляется с помощью поощрения. В результате третьего процесса дети научаются че­му-либо, наблюдая и воспроизводя то, что видят.

А. Бандура предложил четырехступенчатую модель научения и воспроизведения. На первой ступени доминирует вни­мание, поскольку для того, чтобы произошло научение, ребенку необходимо обратить внимание на образец. На второй ступени осуществляется сохранение; при этом, интерпретируя поведение другого человека, ребенок использует имеющиеся познавательные навыки или категории и сохраняет эту информацию в памя­ти. Эффективность данной стадии частично зависит от уровня когнитивного развития ребенка.

Часто процесс на этом заканчивается, т.е. ребенок узнал и может вспомнить, что делал другой. Выбирая способ поведения, он может вовсе не использовать эту информацию или, интер­претируя ее по-своему, поступить иначе. В итоге — результат научения на уровне поведения может проявиться спустя неко­торое время. Использование информации, которая сохранилась в памяти ребенка, является моторным воспроизведением. Такое воспроизведение зависит от моторных и когнитивных способ­ностей ребенка.

Еще одной составляющей, обеспечивающей социальное нау­чение, являются мотивационные процессы, которые определяют, будет ли осуществлено какое-либо действие. Наблюдение по­следствий поведения другого человека окажет сильное влияние на желание воспроизводить это поведение.

Путем социального научения в процессе развития ребенка формируется, в частности, половое самосознание, которое представляет собой способ включения биологического пола и его культурных ассоциаций в самовосприятие и поведение ребенка. Указанный процесс объединяет несколько компонентов: поло­вую идентичность, понимание социальных ожиданий в отноше­нии мужчины и женщины, усвоение поведения, соответствую­щего половой принадлежности.

Половая идентичность включает осознание и принятие своей половой принадлежности, т.е. соответствие личности, интересов и поведения человека его собственным определениям мужест­венности и женственности.

К трем годам дети уже хорошо различают пол окружающих их людей, знают, что в зависимости от пола к человеку предъявляют­ся различные требования: девочки обычно играют в куклы, одева­ются, как женщины, а мальчики играют с машинками, в пожарни­ков и другие подобные игры. В этом возрасте дети начинают пони­мать и более абстрактные психологические составляющие половых стереотипов. Считается, что мальчики должны быть большими, шумными, боевыми, независимыми, умными; девочки — малень­кими, тихими, воспитанными, послушными и отзывчивыми. Де­вочки, как правило, предпочитают играть мягкими игрушками и куклами. Мальчики — в кубики, манипулировать игрушками и другими предметами (Развитие личности ребенка, 1987. С. 168-169).

Как формируются половые стереотипы? Ответы на этот во­прос в разных психологических направлениях различны. Так, представители психоанализа считают, что дети воспринимают половой стереотип через процесс идентификации (уподобление себя другому, подражание, отождествление себя с другими) с родителями того же пола. Подобный процесс начинается в воз­расте четырех-пяти лет.

Представители теории социального научения придерживают­ся мнения, что типичному для пола поведению обучаются так­же, как и другим формам поведения, т.е. путем инструментального обусловливания и наблюдения.

Другой важной составляющей развития личности является формирование навыков просоциального поведения. Термин "просоциальное поведение" используется психологами для обо­значения предписываемых в определенной культуре моральных действий, которые можно определить как социально-положи­тельные: щедрость, помощь другому, сотрудничество, выражение сочувствия. Сотрудничество представляет собой совмест­ную работу группы людей для достижения определенной цели. Просоциальное поведение, необходимое для сотрудничества, обычно формируется на базе таких личностных качеств, как альтруизм и сочувствие. Просоциальное поведение детей бывает достаточно последовательным в разных ситуациях, хотя возмож­ны и ситуативные его отклонения.

Наибольшее влияние на ранних этапах процесса развития личности оказывает, как правило, семья. Поведение родителей в семье определяет отношение будущего человека к окружаю­щему миру. Такое поведение можно описать двумя парами при­знаков: неприятие — расположение, терпимость — сдержан­ность. Родители, которые позитивно настроены относительно детей, считают, что их дети обладают многими положительны­ми качествами, радуются общению с ними, принимают их таки­ми, какие они есть.

В зарубежных исследованиях широко изучались три типа дисциплинарных воздействий на детей; использование власти (принуждение); объяснение; лишение родительской любви. Тактика использования власти предполагает насилие, приказ, физическое наказание, контроль со стороны родителей над же­ланиями ребенка. Индуктивная техника (объяснение) включает рассуждение, похвалу, объяснения ребенку последствий его действий. Лишение любви предполагает неприятие, игнориро­вание ребенка, выражение разочарования его поведением.

Наиболее интенсивно социализация протекает в детстве и юности, но она продолжается и в среднем, и в пожилом возрас­тах. Исследования позволяют выделить ряд различий социали­зации у детей и у взрослых.

1. Социализация взрослых проявляется главным образом в изменении их внешнего поведения, а у детей — корректируются базовые ценностные ориентации.

2. Взрослые могут оценивать нормы; дети — только усваи­вать их.

3. Социализация взрослых зачастую предполагает понимание того, что существует множество "оттенков" проявления различных норм и правил поведения. Социализация детей строится на подчи­нении взрослым и выполнении определенных правил. Взрослые вынуждены приспосабливаться к требованиям различных ролей и в этих ситуациях устанавливать приоритеты, используя такие кри­терии, как "более хорошо" или "менее плохо".

4. Социализация взрослых ориентирована на овладение определенными навыками; социализация детей — в основном на мотивацию их поведения.

Джон Клаузен выделил ряд критических моментов в жизни взрослых: выбор профессии, балансирование между требова­ниями работы и семьи, преодоление возрастных кризисов. Примером таких кризисов может быть "кризис сорокалетних", ко­гда человеку кажется что жизнь теряет прежний смысл, работа становится скучной, а семья напоминает "опустевшее гнездо" (Смелзер, 1994. С. 108-109).