40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
Психологи пытаются определить культ как группу, которая способна изменить чье-либо поведение и психологическую точку зрения на жизнь. Социологи определяют культ как группу, которая не соответствует нормам данною общества.
Теологи вкладывают в понятие культа - группа людей, убеждения которых основаны на представлении о превосходстве определенного лидера, трактующего доктрину культа так, что она отрицает центральную доктрину христианства или другой традиционной религии (индуизм, буддизм. ислам и др.)» 2) «Культы определяются, как религиозные организации, стремящиеся находиться вне основного потока доминантных религиозных форм, существующего в любом обществе»
Культ -1) чрезмерное возвеличивание кого-либо или чего-либо (личности» силы, процесса, явления, предмета, свойства. потребности, идеи) вплоть до поклонения и обожествления, изменения образа жизни и мировоззрения; 2) совокупность учений, обрядов и ритуалов по отношению к объекту культового возвеличивания; 3) движение или организация, поддерживающая культовое учение, обряды, ритуалы.
Там же авторы разделяют внутреннюю и внешнюю деструктивность культа.
Деструктивный культ - разновидность культа, разрушительная по отношению к естественному гармоническому состоянию личности:
духовному, психическому и физическому (в этом заключается внутренняя деструктивность), а также разрушительная к созидательным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре, порядку и обществу в целом (в этом заключается внешняя деструктивность)».
Адепт - ревностный приверженец культа.
Из приведенных определений следует, что понятия «культ» и «секта» идентичны. Если подчеркивают наиболее острые формы разрушительного (деструктивного) воздействия на личность человека идеологии культа ( секты) и тотального контроля его сознания, то добавляют в названии: деструктивный культ или тоталитарная секта.
Под контролем сознания понимаются [16 - 18] компоненты Фестингера:
навязывание определенного учения;
контроль за мыслительной деятельностью, поведением и эмоциями ;
и дополнение Хассена : контроль информации (запрет информации из окружающего мира с одновременным внедрением в сознание огромного количества информации из культовой литературы - сенсорная избыточность).
Под социальной адаптацией понимается усвоение группового (социального) опыта и перевод его в индивидуальный план через формирование личных установок, норм и ценностей с учетом имеющихся в обществе моральных норм.
Под социальной дезадаптацией адептов культов понимается негативное отношение к общепринятым стандартам общества. моральным и нравственным нормам и традициям
Под искажением эмоционально - волевой сферы понимается сознательная подстройка личности адептов культов, в том числе и изменение индивидуальных черт, под требуемые стандарты культовой личности.
секта — это закрытая религиозная группа, противопоставляющая себя основной культурообразующей религиозной общине (или основным общинам) страны или региона. Тоталитарными сектами стали называться особые авторитарные организации, лидеры которых, стремясь к власти над своими последователями и к их эксплуатации, скрывают свои намерения под религиозными, политико-религиозными, психотерапевтическими, оздоровительными, образовательными, научно-познавательными, культурологическими и иными масками.
Тоталитарные секты прибегают к обману, умолчаниям и навязчивой пропаганде для привлечения новых членов, используют цензуру информации, поступающей к их членам, прибегают и к другим неэтичным способам контроля надличностью, к психологическому давлению, запугиванию и прочим формам удержания членов в организации. Таким образом, тоталитарные секты нарушают право человека на свободный информированный выбор мировоззрения и образа жизни.
Согласно определению, принятому в антикультовом движении, деструктивный культ — это группа или движение, демонстрирующая значительную, глубокую или чрезмерную приверженность либо увлечённость, преданность определённому человеку, идее или вещи и использующие неэтичные манипулятивные методики убеждения и управления (например, изоляция от бывших друзей и семьи, истощение, применение специальных методов, разработанных с целью усиления внушаемости и слепого следования, мощное групповое давление, управление информацией, временное отключение индивидуальности или приостановка действия критического здравого смысла, поощрение полной зависимости от группы и боязни её покинуть и т. д.), предназначенные для того, чтобы способствовать реализации целей лидеров группы с фактическим или возможным ущербом для членов данной организации, их семей или общества.
Согласно антикультовойлитературе, деструктивные культы представляют собой религиозные и неорелигиозные объединения, которые практикуют «промывание мозгов» и «управление сознанием» своих последователей, их члены обвиняются всамоубийствахиубийствахдругих людей. Часть авторов другого,контркультовогонаправления отмечает, что для вероучения некоторых деструктивных культов характерно апокалиптическое ожидание скорогоКонца СветаиПоследнего Суда, что иногда является толчком для совершения убийств и самоубийств. По мнению священнослужителей, апокалиптические настроения могут возникать и в традиционных христианских течениях, напримерправославии, служа исходным материалом для возникновения «псевдо-православных» деструктивных сект. В своих трудах критики культов указывают на то, что руководители деструктивных культов часто являются личностямипсихопатическогосклада со склонностью к доминированию и психологическому насилию. По мнению большинства критиков, лидеры культов имеют материальную или политическую заинтересованность в подчинении большого количества людей и используют такие методы воздействия на своих последователей, как «промывание мозгов»,наркотики,секс, групповые «радения», лишение свободного времени, ограничение внешних контактов и пр.
Как общий признак деструктивных сект отмечается их конфронтация с традиционными религиозными воззрениями. Среди критиков пока не существует единой точки зрения относительно того, являются ли террористическиеи военизированные организации деструктивными культами. Некоторые авторы относят к деструктивным культамисламистовиАрмию сопротивления Господа. Деструктивными культами также иногда именуют такие военизированные группы, какТамильские ТигрыиАль-Каида.
В американской психологической науке существует несколько основных моделей деструктивного воздействия тоталитарных групп. Классической является модель Р. Дж. Лифтона, изложенная в работе «Реформирование мышления и психология тотализма». Лифтон выделяет восемь элементов, приводящих к катастрофическому изменению сознания:
1) Контроль окружающей обстановки (среды) — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.
2) Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».
3) Требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и грязное».
4) Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины.
5) «Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.
6) Нагруженный (культовым смыслом) язык — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления.
7) Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и ее индивидуальный опыт.
8) Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, т.е. «цель оправдывает любые средства».
Впоследствии Лифтон развил свою концепцию, дополнив ее моделью «удвоения личности» в работе «Нацистские врачи: медицинское убийство и психология геноцида». Он попытался объяснить психологические механизмы, которые позволили профессиональным врачам стать профессиональными убийцами, когда они были частью самого эффективного конвейера убийств, известного западной цивилизации: нацистских лагерей смерти.
Это исследование привело к более точному пониманию того, как люди, психически здоровые, часто интеллектуальные, образованные и идеалистичные, довольно быстро могут становиться фанатиками движений, вся идеология и деятельность которых прямо противоречит их первоначальным взглядам на мир. Такая резкая и глубокая ресоциализация личности является результатом специфической адаптивной реакции в условиях чрезвычайного группового давления и манипулирования базисными человеческими потребностями. Лифтон назвал ее «удвоением». Удвоение заключается в разделении системы собственного «я» на две независимо функционирующие целостности. Разделение происходит потому, что в определенный момент член культовой группы сталкивается с тем фактом, что его новое поведение несовместимо с докультовым «я». Поведение, требуемое и вознаграждаемое тоталитарной группой, настолько отличается от «старого «я», что обычной психологической защиты (рационализации, вытеснения и т.п.) недостаточно для жизненного функционирования. Все мысли, убеждения, действия, чувства и роли, связанные с пребыванием в деструктивном культе, организуются в независимую систему, частичное «я», которое полностью согласуется с требованиями данной группы, но происходит это не по свободному выбору личности, а как инстинктивная реакция самосохранения в почти невыносимых — психологически — условиях.
Новое частичное «я» действует как целостное «я», устраняя внутренние психологические конфликты.
Удвоение отличается от традиционных концепций «расщепленного» сознания и «расщепленных» психологических систем личности (то есть составных личностей). Эти процессы считаются пожизненными моделями, которые начинаются в раннем детстве, обычно в ответ на серию травматических событий и крайне конфликтных отождествлений, которые незрелая психика не может постигнуть или интегрировать и остаться при этом нетронутой или «целой». Более того, диссоциированные или множественные «системы личности» индивида обычно сознательно не подозревают друг о друге и скорее действуют независимо. При удвоении, однако, две «личности» знают друг о друге, и все-таки действия «злой» половины не имеют никаких моральных последствий для того «я», которое не несет на себе зла. Удвоения не бывает у детей даже тогда, когда они сталкиваются с подавляющей травмой. Оно происходит у взрослых, реагирующих на крайнюю, но не непостижимую ситуацию (такую, как тоталитарный режим). Более того, у взрослого, который «раздваивается», присутствует элемент активного, адаптивного, участия как средство приспособления к крайности.
Удвоение включает массированную психическую перестройку, однако оно может быть относительно временным и относительно легко обратимым. Само по себе удвоение не является ни плохим, ни хорошим. Говоря вообще, приспособительная потенциальная способность к удвоению является присущей человеческой психике и может быть со временем спасительной для жизни: для солдата на войне, например; или для жертвы жестокости, такой, как заключенный в Аушвице, который должен испытать какой-то вид удвоения, чтобы выжить. Но адаптивно «удвоенное «я» может стать опасно необузданным, как это произошло у нацистских докторов. К тому же, кроме социальной опасности массового «удвоения» это явление в любом случае наносит тяжелейшую травму душе и психике человека, вынужденного его пережить, что прекрасно известно по опыту узников лагерей и ветеранов войн.
Именно интенсивность и особенности воздействия в деструктивных культах таковы, что их трудно приравнять к обычным способам социализации и жизнедеятельности. Ближе всего к тому, что происходит в тоталитарных сектах — подготовка новобранцев в армии, пребывание на войне, тюрьмы, концлагеря и разные подпольные группы. Чрезвычайность однонаправленного воздействия — чрезвычайного по силе и специально созданным условиям, резко отличающимся от обыденно-повседневного процесса социализации, — при отсутствии равносильной конкуренции, равновесного выбора — вот что такое деструктивная культовая группа в социально-психологическом смысле. Если в нормальном обществе предлагаются различные (и противоположные, взаимоисключающие) идеи с более или менее одинаковой силой, то деструктивный культ, с этой точки зрения, это целенаправленная система для обеспечения исключительно одностороннего воздействия с максимальным исключением возможности выбора и с максимальным обеспечением силового воздействия одной идеи или личности.
Таким образом, можно констатировать, что современные деструктивные культы способны создавать своего рода психологические концлагеря для завербованных в их ряды приверженцев, причем радикальнейшие изменения личности происходят для жертвы почти незаметно. Как представляется, именно этим описанным выше механизмом объясняется та тяжесть психологического травмирования личности, которая — в виде синдрома посттравматического стресса — проявляется как у части адептов деструктивных культов, так и у людей, прошедших либо страшнейшие застенки, либо попавших в условия войны. Все же в модели Лифтона есть и оптимистическая нота: даже после такого изощренного насилия истинная личность человека способна на возрождение и возвращение к нормальной жизни, если она изначально формировалась в обычной социальной обстановке. Есть все основания для эффективной помощи жертвам деструктивных культов.
В США разрабатываются и другие социально-психологические и информационные модели радикального изменения сознания, а также модели влияния на психику чрезмерных трансовых, гипнотических и медитационных состояний, вызывающих деструкцию наиболее сложных когнитивных образований и упрощающих структуру интеллекта и эмоций.
ТИПИЧНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЖЕРТВ КУЛЬТОВОГО КОНТРОЛЯ СОЗНАНИЯ
Основные проблемы тех, кто оказался под «железной пятой» культов, можно разделить на четыре основные группы: психические, психосоматические, соматические и социальные.
Примечание: не все из этих пагубных последствий будет испытывать каждый, у кого есть опыт деструктивного культа.
Психические негативные последствия пребывания сознания личности под культовым контролем включают:
1. Крайнее нарушение личностной идентичности (радикальные изменения личности).
2. Диссоциирующие («плавающие») состояния, возвращающие по механизму триггера к воспоминаниям о культовой жизни.
3. Приступы паники и тревожности.
4. Депрессия.
5. Расстройства, связанные с посттравматическим стрессом (ПТСР).
6. Замедленное психологическое развитие, потеря психологической силы.
7. Чувство вины.
8. Страх.
9. Потеря доверия: боязнь близости и обязательств, что приводит к проблемам в отношениях с окружающими и с трудоустройством.
10. Духовное насилие.
11. Потеря свободной воли и контроля над своей жизнью.
12. Развитие зависимости и возвращение к поведению, подобному детскому (регресс в инфантильность).
13. Потеря спонтанности, непосредственности, непринужденности и чувства юмора.
14. Неспособность образовать близкие дружественные отношения вне культа или наслаждаться гибкими, непринужденными связями.
15. Недобровольно, де-факто — рабство или эксплуатация.
16. Потеря автономии, ослабление способности самостоятельно принимать решения и выносить критические суждения (особенно в группах, где участники полагаются на вышестоящих или лидера при принятии этических и практических решений, таких, как стоит ли жениться, оставить работу, ходить в колледж, посетить родителей и т.п. Этот ущерб также вероятен там, где ограничен или отсутствует доступ к источникам информации).
17. Задержка достижения зрелости (например, 30-летний культист, который никогда не назначал свиданий из-за культовых запретов).
18. Психические расстройства: галлюцинации, искаженные восприятия реальности, расщепленная личность, нервные срывы, психопатические эпизоды, паранойя, мания величия, регрессия к детскому поведению, суицидальное мышление (эти симптомы более вероятны для групп, поддерживающих широкое использование методик остановки мышления).
19. Ослабленная психологическая интеграция, то есть разобщение с докультовой семьей, традициями, друзьями, ценностями и личностью, с целями в будущем.
20. Культисты могут стараться существовать в узком, имеющем одно измерение настоящем, отвергая прошлое и будущее.
21. Отчуждение, враждебность, паранойя и апатия в отношении обычного общества.
Психосоматические проблемы:
1. Расстройства сна: кошмары.
2. Пищеварительные расстройства.
3. Сексуальные проблемы.
4. Психосоматические симптомы (головные боли, боли в спине, астма, кожные раздражения).
Соматические проблемы проявляются в следующем:
1. Ухудшение физического состояния, возросшая восприимчивость к несчастным случаям, болезням и общему утомлению.
2. Неполноценность питания.
3. В культах, где нормами являются беспорядочность в половых связях и/или проституция, увеличивается риск заболеваний, переносимых половым путем.
4. Избиения, в том числе детей.
5. Сексуальные злоупотребления, особенно в отношении женщин и детей.
6. Преждевременная смерть из-за отсутствия или неадекватного медицинского ухода.
Социальные проблемы:
1. Преследование и угрозы со стороны культа.
2. Огорчающая потеря друзей, семьи.
3. Финансовый ущерб: финансовая зависимость от культа оставляет приверженцев без средств в случае медицинской или иной срочной необходимости. Если они хотят уйти, у культистов часто нет денег, чтобы это сделать. Наконец, если они ухитряются уйти (при помощи со стороны, например), они могут не иметь средств, чтобы содержать себя в некультовом мире. Многие состоятельные адепты передали культам огромные финансовые суммы для управления по доверенности.
УЩЕРБ ДЛЯ СЕМЕЙ И БЛИЗКИХ
Эмоциональный ущерб. Родители, братья и сестры, супруги культистов часто теряют рассудок от горя из-за перемен, вызванных культом в их близких. Они могут испытывать дополнительное огорчение, если культ ограничивает контакты или связь между культистами и их семьями (путем отговаривания от визитов домой или их запрещения). Разлука и развод, споры из-за опеки над детьми и серьезные эмоциональные проблемы внутри семей проявляются как результат культовых стрессов.
Финансовый ущерб. Члены культа могут заставить силой или обманом свои семьи пожертвовать группе значительную часть денег. Попытка помочь культисту покинуть группу может также оказаться дорогим предприятием.
Физический ущерб. Некоторые культы заходят настолько далеко, что грозят причинить физический ущерб семьям, которые им оказывают сопротивление.
Социальный ущерб. Расхваливая абсолютную праведность своего дела, культы порождают враждебность и неуважение к ценностям, институтам, законам, собственности и культурным нормам общепризнанного общества. В результате своей культовой подготовки адепты часто чувствуют, что имеют право участвовать в мошеннической или даже деструктивной деятельности, варьирующейся от провокационного подстрекательства до действительного причинения вреда тем, кого культ провозгласил «врагами». По существу, культы могут лишить своих членов совести, лишая чувств ответственности в отношении «внешнего мира» и преуменьшая ценность жизни индивида до такой степени, когда некоторые культисты готовы отдать свою собственную жизнь или жизнь других людей во имя «Дела».
Канадская организация «Инфо-Калт» распространяет такую информацию о свойствах и признаках тоталитарных сект:
«Тоталитарная секта — это пользующаяся манипулятивными приемами группа, которая эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она в значительной степени контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Она использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена.
Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и/или семьи и противопоставляет им.
Секты скрывают свою истинную природу и цели от потенциальных или новообращенных адептов. Они пользуются обманными методами для вербовки и привлечения новых членов.
У тоталитарных сект есть определенные характеристики, которые отличают их от других групп, не до такой степени манипулирующих сознанием своих членов. Например:
Члены беззаветно преданно служат лидеру группы и не подвергают сомнению ни одно его слово или действие.
Решения относительно того, как члены должны мыслить, действовать или чувствовать, принимаются руководством группы: члены должны получать разрешение, чтобы пойти на свидание, переменить работу или вступить в брак; существуют правила, определяющие, как одеваться, каким образом воспитывать детей, где жить, и так далее.
Группа уделяет чрезвычайное внимание тому, как добыть побольше денег. Определенные приемы, например, сбор средств для фальшивой благотворительности, оправдываются как методы для достижения высших целей.
Лидер группы ни перед кем не несет ответственности ни за что и не подвластен никаким властям или авторитетам.
Члены часто порывают связи с семьей, близкими и друзьями; они отказываются от целей жизни и личных интересов, которые были у них до того, как они были завербованы в группу.
Руководство группы поощряет адептов, чтобы они жили совместно с другими адептами и общались только с ними, а зачастую и требует этого от них.
Вопросы, сомнения и недовольство искореняются или даже наказываются. Для подавления сомнений относительно группы и ее лидера используются отупляющие разум приемы (произнесение мантры, говорение языками, обличение отдельных «виновных» членов в присутствии всего собрания и так далее).
Вербовка в тоталитарные секты
Обыкновенно люди не ищут секту, чтобы в нее попасть. Секты ищут людей, чтобы завербовать их. Вовсе не обязательно переживать состояние потерянности, депрессии или неуверенности в себе, чтобы попасться на вербовочные приемы секты.
Люди обычно попадают в секту, потому что они не знают, чем эта группа является на самом деле; вербовщики не говорят им честно и искренне об истинной природе секты; вербовщики не сообщают им о всех требованиях, которые будут предъявляться к члену
группы; вербовщик выглядит искренне дружелюбным и откровенным; вербовщик является другом или членом семьи, и вы не верите, что он может обмануть вас.
Сектантское мышление
Сектантское мышление является способом биполярного видения мира: черное и белое, спасенное и осужденное, добро и зло.
В сектантском мире нет места для полутонов. Лица и движения с таким типом мышления автоматически воспринимают себя в «белой, спасенной, доброй» категории.
Они ищут козлов отпущения для объяснения собственных сложностей и проблем общества. Сектантское мышление может привести к нетерпимости и экстремизму. Особенно часто оно встречается во времена личных, социальных или экономических кризисов.
Приемы манипулирования
Методы по регулированию поведения могут быть чрезвычайно эффективными и приводить к состоянию глубинной зависимости. Эти методы базируются на двух основных принципах:
1. Если вы можете заставить человека вести себя так, как вы этого хотите, вы можете заставить его поверить в то, что вы хотите.
2. Внезапные, резкие перемены среды могут сделать человека особенно подверженным влиянию и привести его к неожиданным и глубоким переменам мироощущения, системы ценностей и веры. Движение может длительно контролировать своих членов, используя:
• Изоляцию. Если вы физически отделены от общества и привычного окружения, вы можете утратить собственное ощущение действительности.
• Социальное групповое давление. Если эксплуатируется присущее вам от природы чувство принадлежности к социуму, вы можете начать подавлять в себе сомнения в идеях группы или сопротивление им, которые вы выразили бы в других обстоятельствах.
• Вину. Учение группы о спасении подкрепляется намеренным преувеличением «грехов» вашей прошлой жизни.
• Страх. Лояльность группе и подчинение ее правилам и идеологии может достигаться путем запугивания, а также угрозой серьезных духовных и физических последствий, вытекающих из различных нарушений.
• Бомбардировку любовью. Чувство единой семьи и принадлежности может быть искусственно создано постоянными объятиями, поцелуями, прикосновениями и непрекращающейся лестью.
• Отсутствие всего личного. Если вам не оставляют времени на самого себя, если вам нельзя побыть в одиночестве, вы можете утратить способность объективно мыслить и оценить ситуацию «со стороны», «в перспективе».
• Усталость. Если вы не получаете необходимого отдыха, вы можете утратить способность ориентироваться в обстановке и сделаться сугубо подверженным влиянию, в особенности если при этом вас постоянно ставят во все новые и новые непривычные для вас положения и предоставляют противоречивую информацию».
- 2. Понятие, предмет, цели, задачи и содержание юридической психологии. История юридической психологии в России и за рубежом. Ведущие направления в отечественной и зарубежной юридической психологии.
- 4. Юридико-психологическое содержание проблемы психических расстройств, не исключающих вменяемость
- 5. Основные подходы к изучению личности в отечественной и зарубежной психологии. Юридико-психологические аспекты учения о личности. Типологическая система к. Леонгарда – а. Е. Личко.
- 6. Социальные стереотипы, предрассудки: понятие, психологическое содержание, значение для юридической психологии
- 7. Правовая психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы. Юридико-психологические аспекты правовой социализации личности.
- 8. Биопсихосоциальное содержание учения о морали, законопослушном и аномальном поведении.
- 9. Психологические аспекты правотворчества
- 10. Юридико-психологическая характеристика правосознания как системы отражения правовой действительности. Характеристика функций правосознания. Правовая культура.
- 11. Психологические особенности деформации права и правосознания в тоталитарных обществах.
- 12. Юридически значимые эмоциональные состояния: понятие, характеристика отдельных видов.
- 13. Медицинский (психиатрический), психологический и юридический подходы к категории вменяемости
- 14. Психологический, юридический и медицинский (психиатрический) подходы к понятию аффекта.
- 15. Дистанционная психодиагностика личности в юридической психологии.
- 17. Социальный интеллект (коммуникативная компетентность) как один из важнейших психологических факторов профессиональной пригодности юриста.
- 18. Юридико-психологическая характеристика аттракции и эмпатии.
- 19. Юридико-психологическая характеристика локуса контроля личности.
- 20. Фундаментальная ошибка атрибуции: содержание, значение для юридической деятельности.
- 21. Понятие, содержание и организация профессионального отбора в правоохранительные органы.
- 22. Профессиональные деформации личности сотрудников правоохранительных органов.
- 23. Психологический мониторинг сотрудников правоохранительных органов. ????????????????????????????????????????????????????????????
- 24. Криминальная психология как отрасль прикладной юридической
- Психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 25. Понятие личности преступника в праве и юридической психологии. Правовые и психологические подходы к изучению личности преступника. Понятие личности преступника
- Ценностно-ориентационная и стереотипизированная поведенческая схема личности преступника
- 26. Основные современные психологические теории, объясняющие
- Криминальное поведение (теория социального научения а. Бандуры,
- Дифференциальная теория «ассоциация – подкрепление» р. Экерса,
- Фрустрационная теория л. Берковица).
- 1) Теория ожиданий
- 2) Имитационные аспекты социального научения
- 27. Психологические факторы, стимулирующие и тормозящие криминальное поведение. Системный подход к анализу поведенческих явлений
- 28. Агрессия: определение и основные теории. Проявления агрессии. Управление агрессией.
- 30. Понятие малой группы. Классификация малых групп. Структура малой группы. Преступная группа как частный вид малой группы.
- 31. Внутригрупповые процессы в малой группе (социальная фасилитация, деиндивидуализация, групповая поляризация, огруппление мышления, влияние меньшинства). Групповые нормы и ценности.
- 32. Понятие конфликта. Классификация конфликтов. Психологические механизмы и динамика конфликтов. Конфликты в юридической деятельности. Психологические основы разрешения конфликтов.
- 33. Юридико-психологическая характеристика криминальной субкультуры.
- 34. Психология в расследовании преступлений.
- 35. Следственный анализ преступления (следственное профилирование).
- 36. Юридико-психологическая характеристика массовых убийств.
- 37. Юридико-психологическая характеристика краж.
- 38. Юридико-психологическая характеристика терроризма.
- 39. Проблема психологического воздействия в юридической деятельности. Психологическая судебная экспертиза по фактам неправомерного психического воздействия.
- 40. Юридико-психологическая характеристика тоталитарных культов.
- 41. Юридико-психологическая характеристика допроса как специфической для юридической деятельности формы общения.
- 42. Психологические аспекты отдельных следственных действий.
- 1) Психология осмотра места происшествия.
- 2) Психология очной ставки.
- 3) Психология следственного эксперимента и проверки показаний на месте.
- 4) Психология обыска и опознания.
- 43. Психология понимания правды. Проблема истинности/ложности показаний участников процесса.
- 44. Возможности выявления истинности/ложности сообщения по поведенческим особенностям.
- 45. Юридико-психологические аспекты использования полиграфа в оперативно-розыскной и следственной деятельности.
- 46. Психолог как специалист в уголовном процессе.
- 47. Судебная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 48. Состязательный процесс в судопроизводстве: большая справедливость или тенденциозность
- 49. Юридико-психологические аспекты показаний свидетелей и потерпевших (убедительность, точность, ошибки).
- 50. Юридико-психологические аспекты подсудимого (физическая привлекательность, сходство с судьёй/присяжными).
- 51. Юридико-психологические аспекты суда присяжных.
- 53. Психологическая судебная экспертиза как отрасль прикладной юридической психологии. Правовые основы психологической судебной экспертизы.
- Этапы проведения психодиагностического исследования
- Методические подходы к организации судебно-психологической диагностики
- 55. Классификация (виды) психологических судебных экспертиз. Подготовка, назначение и проведение психологической судебной экспертизы. Квалификационные требования к эксперту-психологу.
- 56. Заключение психологической судебной экспертизы и его оценка следственными органами и судом.
- 57. Психологическая судебная экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (подозреваемых, подсудимых): теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 58. Психологическая судебная экспертиза свидетелей и потерпевших: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 59. Психологическая судебная экспертиза в делах о сексуальных преступлениях: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 60. Психологическая судебная экспертиза юридически значимых эмоциональных состояний: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 61. Психологическая судебная экспертиза в делах о происшествиях, связанных с управлением техникой: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 62. Психологическая судебная экспертиза личности обвиняемого (подозреваемого, подсудимого) и мотивов противоправных действий: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 63. Посмертная психологическая судебная экспертиза: Теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 64. Психологическая судебная экспертиза в делах по искам о возмещении морального вреда: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 65. Психологическая судебная экспертиза в делах по спорам о праве на воспитание детей: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 66. Психологическая судебная экспертиза преступной группы: теоретические основы, основные вопросы, подлежащие решению.
- 67. Психологические судебные комплексные экспертизы.
- 68. Пенитенциарная психология как отрасль прикладной юридической психологии: понятие, предмет, цели, задачи, основные проблемы.
- 69. Стэнфордский тюремный эксперимент (ф.Зимбардо) и его значение для юридической психологии
- 70. Типичные психофизиологические особенности осуждённых.
- 71. Психофизиологические последствия заключения. Юридико-психологические проблемы адаптации освобождённых к условиям жизни на свободе.
- 72. Психологические средства исправления осужденных
- 73. Модификация поведения: содержание, правовые и психологические проблемы.
- 74. Психологические требования к личности и деятельности персонала исправительных учреждений.
- 75. Использование достижений современной психолингвистики в юридической психологии