logo search
всякие ответы по психологии

42. Функции эмоций.

  1. Регуляторная функция эмоций и чувств.

Под воздействием негативных эмоциональных состояний у человека могутразвиться болезни, и наоборот, при «+» эмоциях ускоряется процесс исцеления.

  1. Регуляции поведения .

  2. Эмоции имеют длительную историю филогенетического развития, в ходе которого они стали выполнял целый ряд специфических функций, свойственных только для них - отражательная функция чувств – обобщенная оценка событий. Чувства охватывают весь организм, позволяют определить полезность и вредность воздействующих на них факторов и реагировать, прежде чем будет определено само вредное воздействие. Например, человек, переходящий дорогу, испытывает страх различной степени в зависимости от складывающейся дорожной ситуации. Благодаря этой функции человек:

  1. Прединформационная, или сигнальная функция.

Возникающие переживания сигнализируют человеку, как идет процесс удовлетворениея потребностей, какие препятствия встречает, на что надо обратить внимание в первую очередь и т. д.

  1. Оценочная, или отражательная.

Связана с побудительной, или стимулирующей, функцией. Например, в дорожной ситуации человек, испытывая страх перед приближающейся машиной, ускоряет свое движение через дорогу.

С. Л. Рубинштейн: «...эмоция в себе самой заключает влечение, желание, стремление, направленное к предмету или о' него»*. Т. о. эмоции и чувства способствуют определению направления поиска, в результате которого достигается удовлетворение возникшей потребности или решается стоящая перед человеком задача.

  1. Подкрепляющая функция.

Чувства участвуют в обучении. Значимые события быстрее и надолго запечатлеваются в памяти. Эмоции успеха-неуспеха -прививают любовь или гасят ее, т. е. эмоции влияют на характер мотивации человека по отношению к выполняемой им деятельности.

  1. Переключательная функция.

При конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность. Так, могут быть противоречия между естественным для человека инстинктом самосохранения и социальной потребностью следовать определенной этической норме, что реализуется в борьбе между страхом и чувством долга, страхом и стыдом. Привлекательность мотива, его близость личностным установкам направляет деятельность человека в ту или другую сторону.

  1. Приспособительная.

Ч. Дарвин: эмоции возникли как средство, при помощи которого живые существа устанавливают значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных для них потребностей. Благодаря вовремя возникшему чувству организм имеет возможность эффективно приспособиться к окружающим условиям.

  1. Коммуникативная.

Мимические и пантомимические движения позволяют человеку передавать свои переживания другим людям, информировать их о своем отношении к предметам и явлениям окружающей действительности. Мимика, жесты, позы, выразительные вздохи, изменение интонации - «языком человеческих чувств». Не все чувсва легко распознать. Легче распознается ужас (57% испытуемых), затем отвращение (48%) и удивление (34%).

  1. В рамках коммуникативной функции выделяют функцию воздействия на окружающих.

Так, дети быстро замечают, что их эмоциональные реакции, связанные с физическим нездоровьем, обладают большой силой воздействия на окружающих. Пятилетний ребенок сознательно говорит, что он будет плакать, пока родители не выполнят его желание.

Эмоции, вызванные одним и тем же объектом у разных людей сходны, чаще проявления у людей строго индивидуальны.