logo search
Лекции по психолингвистики

6.1. Теория порождающих грамматик

Стохастическая марковская модель сообщения

Предложена в 1963 году Н. Хомским и Дж. Миллером. Исходили из того, что язык м.б. описан как конечное число состояний. Множество элементов сообщения м.б. представлено при помощи распределения вероятностей, различные коммуникативные процессы заключаются в оперировании с этим априорным распределением и трансформировании его в апостериорное распределение. В этой модели появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от факта (иерархическая система возможностей комбинаторики единиц данного порядка) и от вероятности (обозначает систему условных вероятностей, связывающие единицы данного порядка в языке) появления предшествующих элементов. Т.е. речь можно описать как последовательность элементов, где появление каждого нового элемента речевой цепи зависит от наличия и вероятности появления предшествующих элементов. Т.е. эта модель позволяет прождать только цепь элементов, каждый из которых имеет независимую вероятностную характеристику. Применимы только к марковским моделям высших порядков. Порядки единиц - слова, морфемы, фонемы. Уровень - комплекс последовательно расположенных порядков. Предложения, по определению Ч.Осгуда, порождаются слово за словом по принципу условных вероятностей, связывающих слова в зависимости от прошлого опыта.

«-»: По этой теории связной речи быть не может.

«+»: Процесс порождения речи обязательно использует вероятностный принцип. В психике человека есть механизм субъективной оценки вероятности слов и других элементов, которые коррелируют с объективной вероятностью этих элементов в тексте.

Экспериментальные исследования в рамках данного направления:

1. Миллер, Дж. Хейз, У. Лихтен выделили 3 типа вербального контекста:

Экспериментально доказали, что для сохранения верного восприятия информации при увеличении возможных альтернатив количество шума д.б. снижено. Т.е. восприятие более частотных слов допускает более высокий уровень шума.

2. Эксперимент Трейсмана. Если дать 2 разных сообщения на левое и правое ухо, то одно из них будет отвергаться. Если в отвергнутое сообщение ввести слова, обладающие высокой вероятностью в данном контексте, то происходит переключение канала восприятия.

3. Эксперимент Брюса. Один и тот же текст предъявлялся несколько раз при высоком уровне шума. Но при этом каждый раз давались разные установки. В зависимости от установки текст каждый раз воспринимался по-разному.

4. Независимые эксперимент Мак-Коркодейла и Элиава Н.Л. В зависимости от того, как был заполнен 1 пропуск, аналогично заполнялись остальные. Проведённые исследования помогли сделать вывод о том, что:

Т.о. на основании исследований речи с точки зрения марковских моделей можно сделать выводы: формируя речевое высказывание говорящий или слушающий опирается на вероятностно-статистический принцип отбора единиц. Человек выбирает и предсказывает отдельные компоненты сообщения на основе знания о факте и вероятности появления более ранних по времени и более левых в пространстве модели компонентов. Но этот принцип распространяется только на лексическое значение слов, т.е. применим к лексической стороне сообщения, нежели к его синтаксической стороне и соответственно носит вспомогательный характер. Учёт предшествующего контекста происходит на протяжении всего высказывания, оптимальным является контекст из 4-5 слов.

Грамматика с конечным числом состояний.

В качестве элемента выступает грамматический класс. При этом определяется характер зависимости между последовательно появляющимися грамматическими классами. Т.е. важна цепь грамматических зависимостей, связывающих последовательные во времени состояния порождающего автомата или последовательные в тексте грамматические классы слов.

На этом представлении о связи грамматических классов в тексте основана основная масса исследований по ассоциациям грамматических классов.

Экспериментальные исследования в рамках данного направления:

1. Исследование речевых последовательностей с т.з. возможности вычленения сегмента или сегментов:

2. Вычленение оперативных единиц, анализ в речи различного рода пауз. Основаны на гипотезах Лаунсбери, которые почти все позже был подтверждены. // Первое полнозначное слово после паузы менее предсказуемо, чем слово до паузы. Характер пауз разный при описании и интерпретации. Танненбаум - паузы м.б. вызваны 2 причинами: паузы поиска нужного слова, паузы ошибки ( прерывание себя с целью коррекции).

«+»: Модель работает на взаимоотношениях отдельных слов как семантических единиц во время порождения речи, распространяется на непосредственно моторный уровень,

приемлема для этапа развития речи с «плохой» грамматикой ( когда словарь почти усвоен, а грамматика нет), для спонтанной мимико-жестовой речи глухих детей, автономной и жестовой речи, языка с линейным синтаксисом (вьетнамский, китайский), м.б. использован при моделировании разговорной речи.

«-»: Неприменима для моделирования грамматического троя речи, текста ( по этой модели не м.б. построены «самоставляющиеся» и «гнездующиеся» грамматические конструкции // предложения с придаточными сложноподчинёнными),

не объясняет процесс овладения языком (по этой теории ребёнок должен выслушать 10 в 30 степени предложений, прежде чем он начнёт понимать и говорить, т.е. 3х10 в 20 степени предложений в 1 секунду в течении 100 лет без сна и отдыха).

Модели непосредственных составляющих.

Вводится операция деривации, т.е. последовательной подстановки на место более крупной единицы потока речи 2 компонентов, из которых она состоит. Далее эти компоненты делятся на их составляющие. В результате подстановок образуется терминальная цепочка исходя из дерева непосредственных составляющих.

Определяется глубина предложения, т.е. и количество узлов ветвления, и максимальное число обязательств, т.е. порождение идёт в 2 направлениях: слева - направо и сверху - вниз.

Модель непосредственных составляющих Ч. Осгуда:

В. Ингве. Суть его модели: грамматика (дерево НС) содержит правила конкретного порождаемого языка. Механизм (соответствует ограничениям, налагаемым деревом НС) же носит общий характер и применим к грамматике любого языка. Произведя операцию расширения предложения и начав анализ по непосредственным составляющим, остальные НС (// группа сказуемого) в оперативной памяти. Поэтому количество элементов запоминания левой ветви равно её глубине. Чтобы получить высказывание в процессе психолингвистического порождения, необходимо осуществить операции того же рода и в той же последовательности, что в лингвистической модели. Но некоторые синтаксические структуры возможные теоретически, в реальности отсутствуют, что связано с ограниченностью оперативной памяти человека. Кроме того, Ингве предполагает возможность разорванных компонентов. Модель Ингве позволяет строить «самоветвящиеся» конструкции + путём введения правил деривации становится применима для интерпретации усвоения языка ребёнком. Ингве ввёл понятие грамматических обязательств.

Экспериментальные исследования в рамках данного направления:

1. Эксперименты И.М. Лущихиной показали, что глубина фразы при равной длине влияет на восприятие обратно пропорционально. Глубокие части фразы улавливаются слушателями намного реже, чем мелкие.

2. Р. Уэлс. Заучивание предложений гораздо легче, если линии раздела совпадают с границами конституэнтов.

3. К.Форстер. В прогрессивных языках восстановить конец предложения по его началу легче, чем начало по концу.

4. Джонсон Н. показал, что вероятность ошибки при воспроизведении зависит от структуры предложения по НС.

5. В. Левелт установил крайне высокую корреляцию между субъективными оценками расстояний между компонентами дерева НС и самой структурой предложения по НС.

6. М. Брейн предложил модель контекстуальной генерализации, трактуя иерархию сегментов как процесс последовательного вхождения одного сегмента в другой. Второй сегмент образует грамматический контекст для первого.

Данная теория не столько ошибочна, сколько недостаточна и подходит только для определения класса предложений.