Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
Л. С. Выготский показал, что человек обладает особым видом психических функций, которые полностью отсутствуют у животных. Эти функции, названные Л. С. Выготским высшими психическими функциями, составляют высший уровень психики человека, обобщенно называемый сознанием. Они формируются в ходе социальных взаимодействий т.е. имеют социальную природу. При этом под высшими психическими
функциями подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др.
В концепции Выготского можно выделить три составные части.
«Человек и природа».
при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой. На протяжении всего существования животного мира среда действовала на животное, видоизменяя его и заставляя приспосабливаться к себе. С появлением человека наблюдается противоположный процесс: человек действует на природу и видоизменяет ее.
создание орудий труда, в развитии материального производства ( тезис объясняет существование механизмов изменения природы со стороны человека).
«Человек и его собственная психика».
овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились ВПФ, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ подразумеваются: произвольная память, произвольное внимание, логическое мышление и др. (способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на какой-либо предмет, организовать свою умственную деятельность).
человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий, но орудий специальных — психологических. Эти психологические орудия он называл знаками.
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, — «узелок на память» или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Знаки-символы являлись пусковыми механизмами высших психических процессов, т. е. выступали в качестве психологических орудий.
«Генетические аспекты».
В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л. С. Выготского был интерпсихологическим, т. е. межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, т. е. в интрапсихологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ходе интериоризации происходит превращение внешних средств-знаков (зарубки, узелки и др.) во внутренние (образы, элементы внутренней речи и др.).
В онтогенезе, по мнению Выготского, наблюдается принципиально то же самое. Сначала взрослый действует словом на ребенка, побуждая его что-то сделать, и ребенок перенимает способ общения и начинает словом воздействовать на взрослого, затем ребенок начинает воздействовать словом на самого себя (2).
Вывод:
ВПФ имеют опосредованную структуру.
для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод заключается в следующем: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, — он научился овладевать собственными ВПФ. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
Следовательно, ВПФ человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и происхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной природой. Сознание невозможно вне общества. Специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания — общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка (2).
У животных видовой опыт передается 2-мя путями:
наследственные – инстинктивные программы поведения
(охрана детенышей, добывание пищи, создание гнезда, брачные танцы).
подражание родителям и тем животным, которые находятся рядом с малышом
Канал индивидуального обучения сохраняется, но у человека появляется социальный способ передачи видового опыта через культуру.
Видовой опыт человечества хранится вне в культуре. Люди посредством знаковых систем кодируют видовой опыт и передают его через знаковую систему другим поколениям. Т.обр. опыт человечества хранится в предметах материальной и духовной культуре. Поэтому человек, который в момент рождения на словах, рожденный, неприспособленным к жизни существом, чтобы стать человеком, должен присвоить себе культурно-исторический опыт человечества. Этот процесс присвоения культурно-исторического опыта человечества называется культурным развитием человека.
В результате этого присвоения, человек формирует у себя особые новые человеческие качества, которые Выготский называл ВПФ.
Выготский: «Реальными носителями культуры, воплощающие явления – знаки (речь, танец, живопись, музыка, слово, математические, коммуникативные знаки, произведения искусств, мифы, символы)….. Знаки – это символы, которые придумало человечество для обозначения кодирования. В знаке определенное содержание. Содержание, которое фиксировано в знаке называется значение.
Знак – его значение фиксируется в словаре (содержание, смысл).
1. для психических изменений человечество создало искусственные органы – знаки, и в первую очередь – речь. Основой человеческого сознания Выготский считал знак и его значение.
2. психическое развитие человека осуществляется не через адаптацию, а через процесс присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
3. Выготский ввел понятие натуральных и высших психических функций. Человек рождается с природными задатками и функциями.
Выг.: «В процессе исторического развития общественный человек изменяет природные задатки и функции, вырабатывает и создает новые формы поведения – специфически культурные – это и есть ВПФ, т.е. усвоение культуры создает особые формы поведения. В ходе усвоения культуры меняется весь психический облик человека. Выг. особо выделял процессы овладения внешними знаковыми системами: язык, письмо, счет, рисование итд., процесс овладения ВПФ: произвольное внимание, логическая память итд.
4. Движущей силой психического развития человека является не органическое созревание, а присвоение общественно выработанного опыта. Это присвоение возможно только в процессе обучения, поэтому движущей силой психического развития по Выготскому является – обучение и воспитание.
Выг. особо подчеркивал роль взрослого, без которого не будет происходить психическое развитие ребенка. Открыть содержание знаков ребенку может только взрослый.
Обучение эффективно в зоне ближайшего развития.
Системность – процесс роста и развития низших и высших психических функций, которые образуют единый целостный процесс. Они сливаются и совпадают один с другим (10).
Л. С. Выгодский подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес.
Элементарные функции (начиная с ощущений и восприятия) больше обусловлены наследственно, чем высшие (произвольная память, логическое мышление, речь). Высшие функции — продукт культурно-исторического развития человека, и наследственные задатки здесь играют роль предпосылок, а не моментов, определяющих психическое развитие. Чем сложнее функция, чем длиннее путь ее онтогенетического развития, тем меньше сказывается на ней влияние наследственности.
По Л. С. Выготскому, среда выступает в отношении развития высших психических функций в качестве источника развития. Отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Среду необходимо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка, которые являются узлом, в котором завязаны многообразные влияния различных внешних и внутренних обстоятельств (11).
Выготский сформулировал 4 закона психического развития ребенка.
Цикличность, неравномерность, сочетание эволюции и инволюции, метаморфозы человека, качественно меняется, изменения ценны для каждого периода.
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени и который меняется в разные годы жизни. Ценность каждого года или месяца жизни ребенка определяется тем, какое место он занимает в циклах развития. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Периоды подъема, интенсивного развития сменяются периодами замедления, затухания.
2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой. На каждой возрастной ступени она качественно отличается от того, что было раньше, и того, что будет потом.
3. Закон неравномерности детского/развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Первоначально, в младенческом возрасте до года, сознание ребенка недифференцированно. Дифференциация функций начинается с раннего детства. Сначала выделяются и развиваются основные функции, прежде всего восприятие, затем более сложные. Восприятие, интенсивно развиваясь, как бы выдвигается в центр сознания и становится доминирующим психическим процессом. Первоначально оно слито с эмоциями — «аффективное восприятие».
Остальные функции находятся на периферии сознания и зависят от доминирующей функции.
Каждый возрастной период связан с перестройкой межфункциональных связей — сменой доминирующей функции, установлением новых отношений между ними (11).
Возрастная сензитивность — это присущее определенному возрастному периоду оптимальное сочетание условий для развития определенных психических свойств и процессов. Преждевременное или запаздывающее по отношению к сензитивному периоду обучение может оказаться недостаточно эффективным, что неблагоприятно сказывается на развитии психики. В сензитивные периоды ребенок бывает особенно чувствителен к обучению и развитию определенных функций ().
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями (формами) самого ребенка (11).
Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности.
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Л. С. Выготского, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. Он рассматривает развитие как формирование человека или личности, совершающееся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях. Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, т. е. вызывает у ребенка интерес к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая-весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка.
Зона ближайшего развития — это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых. Зона ближайшего развития определяет функции, не созревшие еще, но находящиеся в процессе созревания; функции, которые можно назвать не плодами развития, а почками развития, цветами развития.
и педагогической психологии, как возникновение и развитие высших психических функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психического развития ребенка.
Зона ближайшего развития — логическое следствие закона становления высших психических функций, которые формируются сначала и совместной деятельности, в сотрудничестве с другими людьми и постепенно становятся внутренними психическими процессами субъекта. Когда психический процесс формируется в совместной деятельности, он находится в зоне ближайшего развития; после формирования он становится формой актуального развития субъекта.
Феномен зоны ближайшего развития свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. По словам Л. С. Выготского, обучение только тогда хорошо, когда оно идет впереди развития. Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много других функций, лежащих в зоне ближайшего развития. Применительно к школе это означает, что обучение должно ориентироваться не столько на уже созревшие функции, пройденные циклы развития, сколько на созре-иающие функции.
Обучение и деятельность неразрывны, они становятся источником развития психики ребенка. Главные изменения в становлении психических функций и личности ребенка, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»