Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
| Человек |
| ||
| Индивид |
| ||
Личность | ||||
Индивидуальность |
Главное отличие человека от индивида заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности.
Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя. Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.
Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента.
Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. (Чужой реферат)
В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности. (Чужой реферат)
Когда мы говорим об отдельном субъекте, как представители вида – мы называем его индивидом.
Понятие индивид выражает неделимость, целостность и особенности конкретного субъекта. Индивид как целостность (системный характер связей между многообразными функциями и механизмами, реализующими жизненные отношения) – это продукт биологической эволюции, генотипическое образование. При выделении понятия индивид, отвечают на вопрос – в чем данный человек подобен всем другим людям, т.е. что объединяет его с другими людьми. Но формирование индивида происходит и в онтогенезе, прижизненно. Поэтому в характеристику индивида входят сплавы врожденных и приобретенных реакций. Представляя собой продукт филогенетического и онтогенетического развития в определенных внешних условиях, не является калькой этих условий, а именно продукт развития жизни, взаимодействия со средой.
Личность = индивид: это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе в целокупности отношений, общественных по своей природе, в которые индивид вовлекается. Индивид не порождает личность, не является ее основанием и детерминантой, а представляет собой предпосылку возникновения Я и необходимое условие ее существования.
Личность человека производится – создается общественными отношениями, в которые человек вступает в своей деятельности. Значит реальным базисом личности является совокупность его общественных по своей природе отношений к миру, но отношений которые реализуются, а реализуются они его деятельностью, точнее совокупностью его многообразных деятельностей. Личность характеризуется иерархичекими отношениями деятельностей. Их особенностью является их отвязанность от состояний организма. Эти иерархии деятельностей порождаются в системе отношений, в которые вступает субъект.
Субъекта нельзя рассматривать изолировано от мира. Субъект включен в три сферы: природа, общество, культура.
Природный субъект – это субъект активного, гибкого приспособления к изменяющимся условиям окружающей среды.
Общественный субъект – это субъект присвоения и правильного использования коллективных сознательных представлений, способов поведения, имеющихся в определенном обществе.
Культурный субъект – субъект самостоятельного и ответственного решения собственных (важных, значимых) проблем, на основе общечеловеческих культурных норм (это еще субъект принятия решения, выбора в неопределенной ситуации) (моральная стойкость, способность принимать решения и нести за них ответственность, способность к управлению своей эмоциональной сферой).
Из этой схемы – индивид – природный субъект.
Личность по А.Н.Леонтьеву вкладывается во второй и третий субъекты.
Но есть взгляды (Петухов, Столин) видеть личность только в третьем субъекте, а второго интерпретировать как социальный индивид.
Индивидуальность – человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других (конкретный человек). Индивидуальность проявляется в каждом из этих субъектов: природная индивидуальность – физическое здоровье, красота, природная сила, телосложение и т.д.; социальная индивидуальность – степень индивидуального овладения принятыми нормами, способами поведения в обществе, глубина профессиональных знаний и т.д.; культурная индивидуальность. (Чужой реферат)
Каждый человек может рассматриваться и как представитель вида Homo sapiens, носитель общевидовых свойств, и как субъект межличностных отношений, и как уникальное, стремящееся к самореализации, творчески выражающее себя существо (14).
В различных сферах человекознания человек анализируется как и индивид (от лат. individuum — «неделимый») — представитель Homo sapiens, человеческой общности, который одновременно вбирает в себя ее наиболее существенные признаки и выделяется из нее в силу своих индивидуальных особенностей. Понятие «индивид» (в значении «отдельный, особенный, выделяющийся из множества») было введено в философский и научный дискурс древнеримским оратором Цицероном. Сегодня говоря об индивиде, мы подразумеваем человека как носителя общевидовых свойств и определенного генотипа, на базе которого в течение жизни формируется фенотип. Это единичное природное существо, продукт филогенетического и онтогенетического развития, являющий собой единство врожденным и приобретенных черт (14).
Личность выступает в качестве субъекта сознания и самосознания и преимущественно понимается как феномен общественного развития, неотделимый от системы межиндивидных (социальных) отношений. Кроме того, личность способна достигнуть относительной автономии и независимости по отношению к своему культурному окружению, противостоять расхожим мнениям, верованиям, предрассудкам и стереотипам. В такой автономии непосредственно выражается человеческая индивидуальность (14).
Понятия «индивид» и «личность» не тождественны.
Личность — это особое качество, которое приобретается индивидом в обществе е процессе вступления его в общественные но своей природе отношения. Очень часто в отечественной психологии личность рассматривается как «сверхчувственное» качество, хотя носителем этого качества является вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными свойствами
Петровский считает, что личность конкретного человека может продолжаться в других людях, и со смертью индивида она полностью не умирает. И в словах «он живет в нас и после смерти» нет ни мистики, ни чистой метафоричности, это констатация факта идеальной представленности индивида после его материального исчезновения (2).
Рассматривая далее точку зрения представителей московской психологической школы на проблему личности, следует отметить, что в понятие личность в большинстве случаев авторами включаются определенные свойства, принадлежащие индивиду, причем имеются в виду и те свойства, которые определяют своеобразие индивида, его индивидуальность. Однако понятия «индивид», «личность» и «индивидуальность» не тождественны по содержанию, — каждое из них раскрывает специфический аспект индивидуального бытия человека. Личность может быть понята только в системе устойчивых межличностных связей, опосредованных содержанием, ценностями, смыслом совместной деятельности каждого из участников. Эти межличностные связи реальны, но по природе своей сверхчувственны. Они проявляются в конкретных индивидуальных свойствах и поступках людей, входящих в коллектив, но не сводятся к ним.
Подобно тому как понятия «индивид» и «личность» не тождественны, личность и индивидуальность, в свою очередь, образуют единство, но не тождество.
Ананьев считает, что индивидуальность всегда есть индивид с комплексом природных свойств, но не всякий индивид является индивидуальностью. Для этого индивиду надо стать личностью (2).
1. Человек — биосоциальное существо (как организм и личность). Термин «человек» — наиболее общее понятие, вбирающее в себя другие понятия: индивид, личность, индивидуальность.
2. Индивид — единичный представитель человеческого рода.
3. Личность — человек социализированный, результат влияния социокультурной среды, выражающийся в совокупности внутренних условий (особых психических образований, которые отличают человека от животного — сознание, речь, деятельность).
4. Индивидуальность — личность в своем неповторимом своеобразии, то, что отличает одного человека от другого.
5. Человек как объект взаимодействия с окружающей действительностью — часть социокультурной среды, которая воздействует на него, формирует его как личность.
6. Человек как субъект взаимодействия с окружающей действительностью — личность, не только функционирующая в социокультурной среде, но и творчески преобразующая ее (5).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»