Понятие высшие психические функции
Отличительные признаки высших психических функций:
опосредованность,
осознанность,
произвольность,
системность;
они формируются прижизненно;
они образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития общества (10);
4 особенности ВПФ: опосредованность через знак, произвольность, осознанность, системность.
Характеристики ВПФ
общественно-историческое происхождение
прижизненно формируются путем усвоения социального опыта (свойственно только человеку)
условия присвоения знаний или овладение ВПФ – это предметная деятельность и общение, которое возникает сначала в форме внешнего сотрудничества, затем присваиваются, «интериоризируются»
общественный опытформирует не только внешнюю предметную деятельность, но и создает возможность человека управлять своим внутренним миром, сознанием и поведением
язык и речь– главное опосредующее звено в ВПФ, а также главное средство в общении, а в последствии становиться главным средством познания окружающего мира. Качество детской речи помогает учится без трудностей.
ВПФ в своем развитии проходит ряд этапов от развернутой внешней материальной деятельности с предметами и с опорой на речь. Взрослый все действия с предметами развернуто объясняет, проговаривает, как правильно нужно делать (речь вначале внешняя, затем про себя, до внутреннего сокращения действий в уме).
ВПФ имеет опосредованное строение, главным звеном в структуре является речь любой ВПФ. Она приводит все психические процессы на внешний уровень организации. Слово, речь может замещать предметы, объяснять их качества, действие или отсутствие опосредуя протекание любого психического процесса.
ВПФ имеет системное строение. Эмоции толкают развитие, ребенок тянется к развитию. Предметные действия, его качество, память, восприятие в действии. ВПФ многоуровневая и многозначное образование (10).
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»