Классификация мотивов
осознаваемые | неосознанные | внешние | внутренние | побудительные | смыслообразующие | |
(по степени осозноваемости) | (по отношению к выполняемой деятельности); | (связанные с формированием индивидуальных значений). | ||||
человек отдает себе отчет в том, что побуждает его в деятельности и что является содержанием его потребностей.
| человек не отдает себе отчета в том, что побуждает его к деятельности (страсть, увлечения, установки).
|
мотивы оценки, успеха, благополучия, самоутверждения. |
| роль побудительных факторов (положительных или отрицательных) — порой остро эмоциональных, аффективных, Это — мотивы-стимулы | придают деятельности личностный смысл |
Мотив – то, ради чего осуществляется деятельность («приводящий в движение»): предмет потребности.
Потребность – Мотив – Деятельность
Функции мотива:
Побуждение к активности (оптимум мотивации)
Образование смыслов: мотив наделяет смыслом наши действия. Смысл раскрывается в эмоциях.
Мотивы образуют иерархию – ядро личности.
Деление мотивов:
Выделение базовой мотивации:
Биологизаторские концепции (гомеостатический принцип). 3 класса базовых потребностей:
витальные
познавательные
в общении
базовые, первичные, врожденные
Мак-Дауголл: называет базовый мотив инстинктом (позже – склонностью, предрасположенностью).
избирательность восприятия
эмоциональный импульс
готовность к действию (единство познавательной, эмоциональной и моторной сфер)
Критерии выделения инстинктов (любознательность, агрессивность, родительский и т.д):
спонтанность движений
продолжительность и настойчивость (независмо от наличия раздражителя)
успокоение после достижения цели
приготовление к новой ситуации
эффект научения
производные
Кеттел: факторный анализ – выделил эрг (биологически обусловленное влечение)
Мюррей: первичные (организм) и вторичные (психогенные) нужды.
Выделение ситуативной мотивации:
Курт Левин: источник мотивации во взаимодействии. Мотивы возникают только при контакте со средой. Предметы обладают валентностью (требовательный х-р объекта), каждый предмет есть потенциальный мотив.
мотивационное поле: субъект и его предметное окружение
квазипотребность – стремление к завершению начатого действия
Виды мотивов и критерии классификации:
социальная оценка мотива:
обязательные
желаемые
запретные
место в иерархии
ведущий (смыслообразующий): образует не просто смысл, а личностный смысл
подчиненный (мотив-стимул)
источник мотивации
внешний (неспецифический – оплата труда)
внутренний (предметно-специфический)
Хекхаузен:
экстринсивная мотивация (внешняя): награда, наказание, отдаленная цель, престиж
интринсивная (внутренняя: поведение ради него самого): свобода от цели, радость от активности
реальные и возможные мотивы (могут появляться в процессе)
отношение к сознанию
мотивы осознаются:
верное осознание: мотив-цель
неверное: мотивировка
мотивы не осознаются, но проявляются в эмоциях, желаниях
Влияние мотивации на деят-ть:
активизирующее/тормозящее
направляющее
эмоциональная окраска
временная динамика
успешность деят-ти: оптимум мотивации
1908 Йеркс и Додсон: задача различения 2 яркостей, 3 уровня трудности различения, 3 уровня мотивации (наказание животного током).
В случае трудной задачи оптимум достигается при слабой мотивации, при легкой – сильной.
Патрик: кабина с 4 дверьми, надо быстро найти выход. При усилении мотивации (гвозди, ток) – снижение эффективности решения.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»