Возникновение сознания человека.
Предпосылки возникновения. Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования. Главным условием возникновения и развития является совместная продуктивная, опосредованная речью орудийная деятельность людей. Инстинктивное общение предков человека внутри стада заменялось общением на основе производственной деятельности. Совместная деятельность способствовала превращению стада в общество. Таким образом, причиной очеловечивания наших предков было возникновение труда и образование общества. В труде развивалось и сознание человека - наивысшая форма отражения. Животное живет в мире случайных вещей, человек создает себе мир постоянных предметов. Деятельность человека становится сознательной деятельностью. Под влиянием труда закрепились новые функции руки и развилось прямохождение. Это оказало влияние на развитие мозга. Одной из потребностей человека как члена общества стала потребность в общении, что привело к формированию речи.(реферат)
Гипотеза о происхождении сознания человека (А. Н. Леонтьев)
Сознание – отражение предметной действительности, в котором выделяются ее объективные устойчивые свойства независимо от наличных отношений к ней субъекта.
Биологические предпосылки: развитие мозга, прямохождение, развитие кисти.
Труд – процесс воздействия на природу. Это – изготовление орудий + Появление коллективного труда – разделение операций. Некоторые из них биологически бессмысленны (загонщик) – направлены на промежуточный результат. Этот результат становится для индивида самостоятельной целью, которая отделяется от мотива (биологического) – выделение действия (операции становятся действиями для индивида). Предпосылки:
совместный характер деят-ти высших животных
выделение 2-х фаз в деят-ти животного: подготовка и осуществление, которые могут отодвигаться др от др во времени. Но связь фаз определяется пространственными, вещными отношениями
Действие – это процесс, предмет и мотив которого не совпадают. Необходимо понимание смысла действия!!
Смысл действия – это понимание отношения мотива к цели.
Связь мотива с предметом отражает не естественные, но объективно-общественные связи и отношения. Смысл приобретается только в условиях коллективной трудовой деят-ти.
Необходимо, чтобы смысл действий был осознан человеком. Сознание смысла действия и совершается в форме отражения его предмета как сознательной цели.
Деятельность людей отделяется теперь для их сознания от предметов. Идея вещи отделяется от самой вещи и может быть удержана в сознании (например, идея пищи).
Изготовление и употребление орудий возможно только в связи с сознанием цели трудового действия.
Орудие труда объективно отражает свойства предмета труда. Орудие есть носитель первой настоящей сознательной и разумной абстракции.
Орудие есть общественный предмет – имеет определенный способ употребления, который общественно выработан и общественно закреплен. У животных операция не фиксируется в орудии – нет надобности в его хранении. Орудие животного – продолжение руки. У человека сама орудийная деят-ть создала специфические возможности его руки.
Развитие мышления в процессе труда. Фаза подготовления становится самостоятельной деят-тью, которая затем становится внутренней, умственной.
Развитие речи и языка – параллельно с развитием труда: возникновение потребности что-то сказать друг другу. Действия человека приобретают двоякую функцию: непосредственно производственную и функцию воздействия на других (общение). Жест – движение, отделенное от своего результата. Переход от жеста к звукам голоса – речь. Язык становится формой сознательного обобщения действительности. Сначала непосредственная связь с трудовой деят-ю. Затем – абстракция словесных значений от реального предмета – возможность существования значения в качестве мысли (идеально).
Сознание – совместное знание.
Основные образующие человеческого сознания: смыслы и языковые значения.
Выводы:
возникновение сознания возможно лишь, когда отношение человека к природе становится опосредованным его трудовыми связями с другими людьми
сознание возможно лишь в условиях активного воздействия на природу (трудовая деят-ть посредством орудий)
сознание возможно лишь в условиях существования языка
индивидуальное сознание возможно лишь в условиях существования сознания общественного.
Yandex.RTB R-A-252273-3
- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»