Классификация потребностей
Потребности различают:
по предмету: | материальные |
|
| духовные |
|
| социальные |
|
по происхождению: | естественные |
|
| культурные |
|
(16)
биологические потребности (врожденных и одинаково присущих как человеку, так и высшим животным)
потребность общения (потребность в контактах с себе подобными)
познавательная потребность.
В отношении этих двух потребностей следует отметить, что в первые годы жизни они неразрывно связаны друг с другом, и в единстве составляют необходимое условие формирования личности на всех ступенях ее развития. Они так же необходимы, как и органические потребности, но если последние обеспечивают только биологическое существование, то контакт с людьми и познание создают основные предпосылки для становления человеческого индивида активным субъектом и личностью.
Потребности не остаются неизменными, но трансформируются и совершенствуются по мере роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней (14).
Согласно марксистской теории мотивации (советская психология), в истории общества потребности людей выступают как функция их деятельности и являются одновременно фактором и следствием усложнения форм производства. В деятельности человека природная вещь перестает быть просто объектом, имеющим лишь биологический смысл (например, добыча, пища), но наделяется культурно обусловленным значением. Развитие человеческих потребностей осуществляется за счет общественно обусловленного развития их предметов, которое происходит в ходе преобразовательной активности человека, по мере освоения им природного окружения. С помощью орудий человек начинает видоизменять природные объекты, приспосабливая их к собственным потребностям. Совершенствование орудий и становление сложных форм производства, в свою очередь, обуславливает развитие (усложнение, углубление) специфических для человека потребностей. Так потребности вовлекаются в человеческую историю.
По мере культурно-исторического развития органические потребности преобразуются в человеческие, «надорганические», опосредованные предметной деятельностью, материальным производством и духовной культурой человеческих сообществ. Благодаря этим глобальным процессам, мотивационная сфера личности обогащается присущими только человеку социальными и духовными потребностями, приобретающими в ней значительный удельный вес (14).
Отечественная психология отличается акцентированием сущностной, глубинной связи мотивационной сферы с различными видами деятельности. Все потребности подразделяются по характеру деятельности (оборонительная, пищевая, половая, познавательная, коммуникативная, игровая). Удовлетворение человеческих потребностей — это процесс присвоения субъектом определенных форм деятельности, обусловленных общественным развитием.
В онтогенетическом развитии любой потребности выделяются два этапа: период до «первой встречи» с предметом, удовлетворяющим ее, и период после этой встречи.
На первом этапе потребность еще не представлена в сознании субъекта: он может испытывать состояние какого-то напряжения, неудовлетворенности, но не знать, с чем это связано. На уровне поведения это состояние выражается в беспокойстве, поисковой активности, спонтанном переборе различных предметов. В результате поисков обычно происходит встреча потребности со специфическим предметом, обеспечивающим ее удовлетворение. Этим и завершается первый этап. Процесс «узнавания» потребностью собственного предмета называется опредмечиванием потребности. Его элементарная форма известна как запечатление (импринтинг) — моментально устанавливаемая связь воспринимаемого предмета с актуализированной потребностью и наделение его биологическим значением.
Опредмечивание — это акт, в котором рождается мотив.
Мотив определяется как предмет потребности или как «опредмеченная потребность». В акте опредмечивания потребность преобразуется — становится определенной, т.е. потребностью именно в данном предмете, достигает конкретизации и осознанности. С появлением мотива резко меняется и тип поведения — оно приобретает направленность, задаваемую мотивом (14).
В процессе опредмечивания обнаруживаются две отличительные черты потребностей:
1) первоначально очень широкий спектр объектов, способных удовлетворить данную потребность;
2) быстрая фиксация потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
Мотивационная сфера личности неразрывно связана со сферой эмоциональной. Субъективно потребности репрезентируются в виде эмоционально окрашенных желаний, влечений, стремлений, а успешность их реализации отражается в оценочных эмоциональных реакциях.
При анализе любой потребности принято различать два основных ее аспекта: содержательный и динамический.
Содержательный аспект заключается в определенной репрезентации отражаемой действительности (ее представленности в составе данной потребности) и может быть переведен в когнитивную форму (знание). Динамический аспект — это содержащийся в данной потребности энергетический потенциал, необходимый для инициации поведения, поддержания определенного уровня активности или изменения ее направленности.
В психологии личности наблюдается многообразие всевозможных классификаций потребностей и мотивов (14).
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»