logo
ГОСЫ_с инета / ГОСЫ_ 5

3. Развитие речи и языка

Важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуни­кации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень разви­тия психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с по­мощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобрета­ет в процессе общения с другими людьми.

Именно особенности человеческих сообществ, заключаю­щиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и раз­витие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования со­знания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму.

Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирова­ние специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.

Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусло­вивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение вырази­лось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критично­сти мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержа­ние которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепен­но, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере спо­собствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию че­ловеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции по­ведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека (2).

Огромную роль в становлении сознания в антропоге­незе сыграла человеческая речь, опосредствованная языком как системой особых «психологических орудий».

Основные функции речи и слов:

1. Слово выполняет обозначающую функцию, или функцию «пред­метной отнесенности», — оно указывает на обозначаемый им предмет, выделяя его для собеседника говорящего (и для него самого): например, мать, указывая ребенку на предмет, говорит ему: «Вот часики... Вот кошка...» и т.д.

2. Благодаря предметной отнесенности слова человек может с его помощью вызывать в памяти отсутствующий предмет. Так, обращаясь к ребенку, мать спрашивает его: «А где часики? А где кошка?» — и ребенок начинает искать предмет, образ которого сохраняется в его памяти и вызывается благодаря слову.

3. Слово несет в себе не только указание на предмет — оно содержит в себе обобщение, выраженное в значении слова. Фактически любое слово несет в себе результат анализа и обобщения человечеством опыта его деятельности с предметами (по их ис­пользованию и изготовлению) и тем самым вносит свой вклад в становление и развитие сознания как более объективной (чем психика животных) формы отражения действительности.

4. Речь, опосредствуя общение людей друг с другом, поднимает его на качественно иной уровень. Если «язык» животных используется как средство выражения их субъективных состояний, оказывающее в ряде случаев существенное воздействие на других животных (крик опасности, издаваемый одним животным, слы­шат другие — и убегают), то для человека язык несет прежде всего объективную информацию и поэтому может сохранять и транс­лировать (передавать) другому не только опыт говорящего, но и опыт деятельности человечества вообще.

5. Благодаря слову человек приобретает способность произвольно регулировать свои психические процессы — все они в процессе их развития (в частности, онтогенетического развития) опо­средствуются речью и становятся иными. Изначально, как мы го­ворили выше, словесный приказ, н: запомнить нечто, отдается одним лицом (например, взрослым), а другое лицо (ребе­нок) исполняет. Затем в результате процесса интериоризации при­каз другого превращается в самоприказ — человек говорит себе: «надо запомнить» — и запоминает. При этом в качестве средств упоминания выступают опять-таки слова, обеспечивающие не толь­ко количественные, но и качественные преимущества собственно человеческого запоминания по сравнению с памятью животных (12).

Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.

Наследственные приспособления

Ненаследственные

Изменение строения

Изменение поведения (рефлексы и инстинкты)

Функциональные изменения строения

Изменения поведения животных разумного типа

Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд: изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)

Особенности трудовой деят-ти

Филогенетические предпосылки

Природные ограничения

Совместная, орудийная

Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий

Эти предпосылки не взаимосвязаны.

Наследственные программы поведения, ритуалы

Возникновение действий и необходимость сознания

Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена)

Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций

Наличие культуры (материальная + знаковая речь)

Изготовление орудий животными, сигнальный язык

Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями

Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания.

У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия.

Культура – преобразованная и сохраненная природа.

Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения сознательного опыта.

У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет.

Особенности языка животных:

Особенности психической деятельности животных:

Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе

Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий (освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система значений – сознание (совместность).

Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы), саморегуляция – развитие ВПФ

Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе. Развитие ВПФ.

Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции, планирования, контроля).

Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ.

Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств):

  1. В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания.

  2. В младшем – значительно повышают

  3. У старших детей – нет. Внутренние средства.

Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.

Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).

Животные: наследование видовых черт, инстинктов.

«Видовой» опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у человека:

Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения индивидом. Для этого необходимы:

Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к чему он способен при участии взрослого.

Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4