3. Развитие речи и языка
Важнейшим условием существования человеческих сообществ и успешного выполнения трудовых операций является уровень развития коммуникации между членами сообщества. Чем выше уровень развития коммуникации между членами сообщества, тем выше не только организация, но и уровень развития психики человека. Так, высший уровень человеческой коммуникации — речь — обусловила принципиально иной уровень регуляции психических состояний и поведения — регуляции с помощью слова. Человеку, способному общаться с помощью слов, для формирования своего поведения или представления о реальном мире нет необходимости вступать в физический контакт с окружающими его объектами. Для этого ему достаточно иметь информацию, которую он приобретает в процессе общения с другими людьми.
Именно особенности человеческих сообществ, заключающиеся в необходимости коллективного труда, обусловили возникновение и развитие речи. В свою очередь, речь предопределила возможность существования сознания, поскольку мысль человека всегда имеет вербальную (словесную) форму.
Коллективный характер труда, развитие коммуникации не только повлекли вслед за собой развитие мышления, но также обусловили формирование специфических законов существования и развития человеческого сообщества. Эти законы известны нам как принципы нравственности и морали.
Таким образом, существует определенная последовательность явлений, обусловивших возможность появления сознания у человека: труд привел к изменению принципов построения взаимоотношений между людьми. Это изменение выразилось в переходе от естественного отбора к принципам организации социального общежития, а также способствовало развитию речи как средства коммуникации. Появление человеческих сообществ с их моральными нормами, отражающими законы социального общежития, явилось основанием для проявления критичности мышления человека. Так появились понятия «хорошо» и «плохо», содержание которых определялось уровнем развития человеческих сообществ. Постепенно, с развитием общества, эти понятия усложнялись, что в определенной мере способствовало эволюции мышления. В то же время происходило развитие речи. У нее появлялись все новые и новые функции. Она способствовала осознанию человеком своего «Я», выделению себя из окружающей среды. В результате речь приобрела свойства, позволяющие рассматривать ее как средство регуляции поведения человека. Все эти явления и закономерности определили возможность проявления и развития сознания у человека (2).
Огромную роль в становлении сознания в антропогенезе сыграла человеческая речь, опосредствованная языком как системой особых «психологических орудий».
Основные функции речи и слов:
1. Слово выполняет обозначающую функцию, или функцию «предметной отнесенности», — оно указывает на обозначаемый им предмет, выделяя его для собеседника говорящего (и для него самого): например, мать, указывая ребенку на предмет, говорит ему: «Вот часики... Вот кошка...» и т.д.
2. Благодаря предметной отнесенности слова человек может с его помощью вызывать в памяти отсутствующий предмет. Так, обращаясь к ребенку, мать спрашивает его: «А где часики? А где кошка?» — и ребенок начинает искать предмет, образ которого сохраняется в его памяти и вызывается благодаря слову.
3. Слово несет в себе не только указание на предмет — оно содержит в себе обобщение, выраженное в значении слова. Фактически любое слово несет в себе результат анализа и обобщения человечеством опыта его деятельности с предметами (по их использованию и изготовлению) и тем самым вносит свой вклад в становление и развитие сознания как более объективной (чем психика животных) формы отражения действительности.
4. Речь, опосредствуя общение людей друг с другом, поднимает его на качественно иной уровень. Если «язык» животных используется как средство выражения их субъективных состояний, оказывающее в ряде случаев существенное воздействие на других животных (крик опасности, издаваемый одним животным, слышат другие — и убегают), то для человека язык несет прежде всего объективную информацию и поэтому может сохранять и транслировать (передавать) другому не только опыт говорящего, но и опыт деятельности человечества вообще.
5. Благодаря слову человек приобретает способность произвольно регулировать свои психические процессы — все они в процессе их развития (в частности, онтогенетического развития) опосредствуются речью и становятся иными. Изначально, как мы говорили выше, словесный приказ, н: запомнить нечто, отдается одним лицом (например, взрослым), а другое лицо (ребенок) исполняет. Затем в результате процесса интериоризации приказ другого превращается в самоприказ — человек говорит себе: «надо запомнить» — и запоминает. При этом в качестве средств упоминания выступают опять-таки слова, обеспечивающие не только количественные, но и качественные преимущества собственно человеческого запоминания по сравнению с памятью животных (12).
Эволюция животных носит приспособительный характер. Способность к изменениям – пластичность. Человек приспосабливается к любым условиям.
Наследственные приспособления | Ненаследственные | ||
Изменение строения | Изменение поведения (рефлексы и инстинкты) | Функциональные изменения строения | Изменения поведения животных разумного типа |
|
|
|
|
Качественное отличие животного мира от человеческого: природа есть адаптация к изменяющимся условиям, труд есть преобразование природы. Труд: изготовление и употребление орудий и совместная деятельность (разделение трудовых функций)
Особенности трудовой деят-ти | Филогенетические предпосылки | Природные ограничения |
Совместная, орудийная | Групповое поведение, иерархия, невербальные ср-ва общения, функциональное использование орудий | Эти предпосылки не взаимосвязаны. Наследственные программы поведения, ритуалы |
Возникновение действий и необходимость сознания | Учет пространственно-временных условий, двухфазность, удлинение поисковой фазы в поведенческом акте (приобретение опыта, накопление его впрок – крысы Толмена) | Нет учета социальных условий, ограниченность рамками наглядных ситуаций |
Наличие культуры (материальная + знаковая речь) | Изготовление орудий животными, сигнальный язык | Нет изготовления орудий другими орудиями, нет сохранения орудий + ограниченность языка биологическими потребностями |
Характеристика и биологические предпосылки трудовой деятельности. Гипотеза о возникновении сознания.
У животных деятельность направлена на предметы биологической потребности и связана с конкретной биологической ситуацией. У человека: действия.
Культура – преобразованная и сохраненная природа.
Знак дает возможность оперировать с предметом без прямого контакта с ним. Удвоение мира – возможность мышления. Знак – это средство и результат сохранения сознательного опыта.
У животных – сигнальная речь. За сигналом стоит аффект, а за знаком – предмет.
Особенности языка животных:
отсутствие семантической функции
генетическая фиксированность (закрытая система)
Особенности психической деятельности животных:
вся активность определяется биологическими мотивами
вся деятельность ограничена рамками наглядных конкретных ситуаций (нет планирования)
основой поведения являются наследственные, видовые программы
отсутствует закрепление, накопление и передача опыта поколений в материальной форме
Развитие сознания. Присвоение общественно-исторического опыта в онтогенезе
Филогенез: коллективный труд – разделение труда – появление действий (освобождение от биологического смысла) – уяснение смысла – необх-ть сознания. Развитие речи и языка – отделение идеи от предмета - система значений – сознание (совместность).
Общественные отношения (интерпсихические процессы): воздействие на другого жестом, словом – воздействие на себя (интрапсихические процессы), саморегуляция – развитие ВПФ
Онтогенез: превращение интерпсихологических процессов в интрапсихологические – интериоризация. В онтогенезе 3 стадии интериоризации: взрослый – ребенку; ребенок – взрослому; ребенок – себе. Развитие ВПФ.
Эгоцентрическая речь: переход от внешней к внутренней (ф-ии саморегуляции, планирования, контроля).
Филогенез: появление стимулов-средств (узелки на память) – ВПФ.
Онтогенез: рождение стредства-знака в процессе общения со взрослым и его интериоризация. Эксперимент на запоминание слов Леонтьева: стимулы-объекты и стимулы-средства – параллелограмм развития (интериоризация внешних средств):
В дошкольном возрасте внешние ср-ва не повышают продуктивность запоминания.
В младшем – значительно повышают
У старших детей – нет. Внутренние средства.
Натуральные функции подвергаются инволюции (угасанию) или гипертрофированию (эйдетизм): там, где нет мышления – нет внутренней структуры.
Генетический закон развития ВПФ: внешнее опосредование является первичным по отношению к внутреннему (всякая псих ф-я появляется в развитии чел-ка дважды: в интерпсихической, а затем в интрапсихической форме).
Животные: наследование видовых черт, инстинктов.
«Видовой» опыт человека зафиксирован во внешней, материальной культуре (экзотерическая форма) – необходимо усвоение этого опыта путем воспитания и обучения (искусственное развите р-ка). Наследственные предпосылки у человека:
не жестко детерминируют поведение (инстинкты расшатаны)
человеческий видовой опыт относительно молод – не мог зафиксироваться в стр-рах мозга
пластичность мозга
Качественная специфика человеческого онтогенеза – присвоение культурно-исторического опыта. Процесс распредмечивания опыта в процессе его усвоения индивидом. Для этого необходимы:
наличие предметов культуры
наличие учителя (взрослого)
совместная деят-ть р-ка и взрослого (общая цель, общая система средств, координация действий). Необходимы активность р-ка и активность общества.
Понятие Зона Ближайшего Развития: это то, что р-к может сделать сам и к чему он способен при участии взрослого.
Присвоение – переход от совместной деят-ти к индивидуальной.
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»