18) Потребность избегания опасности;
19) потребность порядка — стремление к аккуратности, упорядоченности, точности и красоте;
20) потребность суждения — стремление ставить общие вопросы и отвечать на них; склонность к обобщениям, абстрактным формулам, увлеченность «вечными вопросами» и пр.
Наряду с феноменологическим описанием, в котором научная терминология соседствует с обыденными (житейскими) характеристиками, Х.Мюррей предложил несколько вариантов группирования потребностей.
Потребности делятся, прежде всего, на:
1) первичные (висцерогенные) — врожденные, относящиеся к естественным нуждам организма (потребности в пище, воде, избегании боли, сексуальном удовлетворении);
2) вторичные — сформированные при жизни и характеризующие человека как существо социальное (важнейшие на них — потребности в любви, сотрудничестве, автономии, агрессии, творчестве).
Выделяются также потребности:
1) явные (выраженные), свободно проявляющиеся вовне в виде физических действий, речи, сложных форм поведения и доступные непосредственному наблюдению (например, агрессия, удовлетворяемая в социально-приемлемых видах деятельности, спорте и пр.);
2) латентные (скрытые), которые не проявляются в актах целенаправленного поведения, но спонтанно выражаются в фантазиях, сновидениях, играх; обнаруживаются также в виде искажений воспринимаемого материала, в тенденции воспринимать все так, «как хочется». Их содержание составляют бессознательные асоциальные влечения агрессии и секса.
По Мюррею, изучение латентных потребностей возможно лишь в ходе психотерапии или экспериментально, путем создания неопределенных стимульных условий, которыми активируются образы фантазии, ассоциативно связанные с этими потребностями. Причем сами продукты фантазии рассматриваются как непосредственное выражение исследуемых скрытых потребностей.
По функциям и формам проявления различаются:
1) интровертные потребности, характеризующиеся направленностью на самого себя (например, агрессия может принимать форму чувства вины или аутоагрессивных действий);
2) экстравертные потребности, направленные вовне, на других людей; (агрессия, принимающая форму словесных оскорблений или нанесения телесных повреждений).
Потребности могут проявляться на:
1) действенном уровне;
Yandex.RTB R-A-252273-3- Сознание как высшая форма психического отражения. Генезис и структура сознания Сознание как высшая форма психического отражения
- Основные характеристики сознания.
- Возникновение сознания человека.
- 1. Изготовление и употребление орудий труда
- 2. Трудовая деятельность
- 3. Развитие речи и языка
- Структура сознания
- Культурно-истрическая концепция психического развития. Понятие высших прихических функций Основные положения культурно-исторической концепции Выготского
- Понятие высшие психические функции
- Психологическая теория деятельности. Виды деятельности Предыстория возникновения теории деятельности
- Теория деятельности Леонтьева
- Понятие деятельности
- Структура деятельности
- Виды деятельности
- Категория деятельности в психологии. Принцип единства сознания и деятельности.
- Особенности деятельности животных и человека
- Строение индивидуальной деятельности человека.
- Проблема активности и анализ уровней построения движений.
- Общая характеристика познавательной деятельности. Познание и сознание. Основные определения познавательных процессов.
- Потребности, их характеристика и классификация
- Классификация потребностей
- К. Хорни. 10 невротических потребностей
- Х. Когут. Психоаналитическая теория самости
- Э. Фромм. Экзистенциальные потребности человека
- Х. Мюррей
- 14) Потребность оказания помощи;
- 18) Потребность избегания опасности;
- 2) Вербальном уровне.
- А. Маслоу
- Мотивы, их функции и виды
- Предметное содержание мотива
- Функции мотивов
- Классификация мотивов
- Понятия потребности, мотива. Строение потребностно-мотивационной сферы. Специфика потребностей человека.
- Соотношение понятий: человек, личность, индивид, индивидуальность, субъект Человек
- Личность
- Индивид
- Индивидуальность
- Субъект
- Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, человек
- Содержание и соотношение понятий «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность»