Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев - выдающие отечественные психологи. Решение проблемы происхождения психики в трудах А.Н. Леонтьева. Формирование учения о мотивации как психологической основе деятельности. Понятия цели и личностного смысла. Роль деятельности в формировании отдельных психических явлений и личности в целом. Структура личности. Деятельность как опосредующий механизм социальных и биологических факторов развития личности.
Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлина и Е.А. Климова
Исследования эффективности производственной деятельности в зависимости от индивидуально-психологических особенностей. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей и систем используемых методов и приемов деятельности. Понятие индивидуального стиля деятельности как интегральная характеристика личности. Индивидуальный стиль деятельности и индивидуальный стиль общения.
Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
Социальная ситуация развития отечественной психологии в 20 - 30 гг. XX века. Проблемы развития психогенетики, экспериментальной, инженерной и социальной психологии. Основные этапы развития педагогической психологии в Советском Союзе. Концепция ведущих видов деятельности и поэтапного развития психики.
Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей В.И. Вернадского, АЛ. Чижевского, В.П. Казначеева
Понятие ноосферы в учении В.И. Вернадского. Научная деятельность как фактор космической эволюции. Взаимосвязь солнечной активности и поведения людей в исследованиях Л.А. Чижевского. Концепция энергоинформационных процессов В.П. Казначеева. и ее значение для развития психологии.
Тема 20. Развитие психологической мысли в Белоруссии
Влияние Л.С. Выготского на развитие психологии в Белоруссии. Развитие белорусской психологии в первой половине XX века. Исследование познавательных психических процессов и речевой деятельности в трудах белорусских психологов. Я.Л. Коломинский - основоположник социальной психологии в Белоруссии. Развитие белорусскими психологами идей деятельностного подхода, педагогической психологии и психологии развития.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аристотель. О душе // Аристотель: Соч. Т. 1. - М., 1975.
2. Бенедиктов Б.А., Коломинский Я.Л. Развитие психологической науки в Белорусской ССР // Вопросы психологии. №6, 1987.
3. Вундт В. Очерки психологии. - М., 1912.
4. Выготский Л.С. Собр. Соч. в 6-ти томах. - М., 1982 - 1984
5. Джеймс В. Психология. - М., 1999.
6. Декарт Р. Избранные произведения. - М., 1950.
Ждан А.Н. История психологии. - М.,1997.
8. Казначеев В.П. Феномен человекка: космические и земные истоки. – Новосибирск, 1991.
9. Кандыбович Л.А. История психологии в Беларуси. – Минск, 2002.
10. Климов Е.А, История психологии труда в России. - М., 1992.
11. Ковнер С.Г. История средневековой медицины. - Киев, 1993
12. Коломинский Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах.-Минск, 1976.
13. Кузьмин Е.С. Психологические воззрения в античную эпоху. - Л., 1984
14. Лей Г. Очерки средневекового материализма. - М., 1962.
15. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1976.
16. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. - М., 1975.
17. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб., 1999.
18. Фрейд 3. Введение в психоанализ. - М., 1996.
19. Хрестоматия по истории психологии (Под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан). - М., 1980
20. Чижевский А.Л. Земля в объятиях солнца. – М., 2004.
21. Юнг Г. Аналитическая психология. - М., СПб., 1994.
22. Якунин В.Я. История психологии. - СПб., 1998.
23. Ярошевский М.Г. Введение в историю психологии. - М.,1996.
24. Ярошевский М.Г. История психологии. - М.,1996.
25. Ярошевский М.Г. Краткий курс истории психологии. - М., 1995.
ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Идеи нравственно-психического самосовершенствования в конфуцианстве
2. Развитие социально-психологических идей в учении Конфуция
3. Методы психофизической тренировки индийских йогов
4. Практика измененных состояний сознания в индийской йоге
5. Понимание природы психики и пути ее развития в буддизме
6. Основные положения учения о психике в материалистическом учении Де мокрита
7. Идеалистическое учение Сократа и Платона
8. Развитие представления о типах темперамента в трудах Гиппократ
9. Дуалистическое понимание психики в учении Аристотеля
10. Концепция биологической обусловленности особенностей психики Ф. Гальтона
11. Программа В. Вундта психологии как самостоятельной науки
12. Разработка метода интроспекции и его значение для развития психологии
13. Развитие статистических методов в психологии в XIX веке
14. Разработка А.Н. Леонтьевым принципа активности психики как предпосылка теории деятельности
15. Структура деятельности в трудах А.Н. Леонтьева
16. Понятие ведущего вида деятельности и его значение для педагогической психологии
17. Учение С.Л. Рубинштейна об исторической обусловленности форм деятельности человека
18. Проблема взаимосвязи мышления и речи в исследованиях Л.С. Выготского
19. Учение Л.С. Выготского о развитии высших психических функций.
20. Разработка Л.С. Выготским концепции ситуации социального развития
21. Л.С. Выготский о возрастных кризисах и развитии психики ребенка
22. Понятие социальной роли и его значение в теории личности
23. Ролевая структура межличностных отношений
24. Социометрический метод Д. Морено
25. Разработка концепции стилей лидерства в исследованиях К. Левина
26. Разработка проблем психологии больших групп
27. Возникновение психоанализа и его методы
28. Основные понятия психоанализа
29. Этапы развития психоанализа
30. Психоаналитические концепции и движения
КУРС ЛЕКЦИЙ
ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ПСИХОЛОГИИ
Курс "История психологии" является той частью учебного материала по специальности "Психология", которая позволяет дать студенту необходимый научный кругозор и ориентацию в движении психологической мысли. Изучение истории психологии, логики и закономерностей ее развития, возникновения главных психологических школ и направлений становится важным условием развития профессионализма, позволяет будущему специалисту сформировать современный аналитический взгляд на состояние психологии в целом, ознакомится с панорамой современных психологических методов и методик и научится осознанно выбирать и применять те из них, которые наиболее адекватны практическим задачам, возникающим в профессиональной деятельности социального работника.
В связи с этим, помимо общепринятых дидактических принципов научности, наглядности, сознательности, активности, последовательности, доступности, связи с практикой, при построении курса истории психологии мы руководствовались принципами системно-структурного и функционального подхода, парадиг-мального развития научного знания, социально-культурной детерминации.
Принцип системно-структурного подхода позволяет рассмотреть возникновение различных психологических концепций как элементов единой системы научного знания, науки как формы общественного сознания, а также выделить внутри самой психологии такие концепции, которые стали системообразующими и вокруг которых формировались наиболее известные научные школы психологии. Этот принцип позволяет отказаться от характерной для ряда учебных пособий и монографий по истории психологии рядоположенности и хронологического перечисления бесконечных рядов фамилий психологов и тем их исследований. Такое перечисление мало что говорит студентам и допускает лишь механическое заучивание при значительных тратах времени и малой информативности.
Принцип системно-структурного подхода дает своего рода ключи к пониманию основных психологических концепций, закономерностей их возникновения, объяснительного потенциала и значения для теории и практики. Зная главные тенденции развития той или иной психологической школы и тематику исследований того или иного психолога, студент может самостоятельно определить его роль и место в развитии психологической мысли, его возможные достижения и трудности, прогрессивность его взглядов и перспективность его идей.
Принцип системно-структурного подхода в анализе развития психологического знания неизбежно приводит к понятию научной парадигмы и ее роли в развитии науки. Характеристика основных психологических парадигм, история их борьбы и смены позволяет студенту понять внутреннюю логику развития психологического знания. Усвоение понятий позитивистской, когнитивной, психоаналитической и других парадигм психологии формирует у студента профессиональный кругозор и профессиональный подход к анализу основных фактов истории психологии.
Вместе с тем, развитие любой науки, включая и психологию, определяется не только внутренней логикой, но и уровнем общественного сознания в ту или иную эпоху, его социально-культурным содержанием. Принципиально важным является рассмотрение роли в истории психологии таких социальных явлений, как социальные революции, режимы власти, социальные структуры общества, распространение тех или иных религий и идеологий, а также динамика других форм общественного сознания. Для имеющихся пособий и монографий по истории психологии характерна ограниченность рассмотрения развития психологической мысли рамками европейской цивилизации, в то время как в самих европейских странах, в том числе в Беларуси, находят самое широкое распространение психологические концепции, связанные с восточными философскими и религиозными школами и учениями. Эти концепции оказали существенное влияние как на возникновение ряда психологических школ и методов (психоанализ 3. Фрейда, аутотренинг Й.Г. Шульца, психология личности А. Маслоу и ряда других), так и на практическое использование психологических методов. Принцип социально-культурной детерминации логически приводит к преодолению данной ограниченности.
Таким образом, рассматриваемые принципы позволяют оптимально структурировать учебный материал и создают необходимую методологическую базу процесса обучения.
Проблема периодизации и построения истории психологии была поставлена уже при формировании психологии как самостоятельной науки. Длительное время в буржуазной историографии доминировали два подхода: "персона-листский" и "контекстный".
"Персоналистский" подход. Поскольку научные гипотезы, открытия, заблуждения имеют авторов, имена которых сохраняет история, сложилось мнение, будто последней причинной инстанцией в развитии науки являются воля и разум ("вспышки гения") отдельных личностей. Влияние этой концепции, восходящей к Карлейлю с его "культом героев", сказалось и на историко-психологических работах. Однако в настоящее время даже те, кто говорит о "великих психологах" (вышедшая тремя изданиями книга американского историка Р. Уотсона называется "Великие психологи от Аристотеля до Фрейда"), пытаются выяснить обстоятельства, которые обусловили их величие, а не ограничиваться общим, бессодержательным представлением о спонтанном генерировании идей.
"Контекстный" подход. Многие факты (например, одновременное открытие какого-либо феномена или закона несколькими исследователями независимо друг от друга, факт "преждевременных открытий", т. е. открытий, получивших признание лишь в следующую эпоху, и др.) говорят о том, что ход научных идей подчинен объективной закономерности, что отдельный ученый - представитель своего времени, он ограничен в своих творческих порывах "интеллектуальным климатом" своей эпохи. Открытие не может произойти без подготовивших его идей. Оно также не может оказать влияние на научный прогресс без благоприятной для его восприятия социальной и культурной атмосферы. Какова же в таком случае функция отдельных личностей, именами которых принято обозначать теории (трехкомпонентная теория цветного зрения Юнга - Гельмгольца), открытия (открытие Павловым закономерностей образования условного рефлекса), школы (структурная школа Титченера), направления (фрейдизм) и т. д.?
Один из главных сторонников "контекстного" подхода, американский психолог Э. Боринг, считает, что история науки должна придерживаться взгляда, высказанного Львом Толстым, который в "Войне и мире" назвал великих людей "рабами истории". Их имена лишь ярлыки, нужные для того, чтобы различать эпохи, школы, направления, важные исторические эпизоды. По мнению Боринга, "контекстный" подход позволяет утвердить применительно к эволюции познания принцип детерминизма как незыблемый постулат любого объяснения, претендующего на научность: "контекст", "дух времени", а не личность порождает и определяет движение научной мысли.
Другой американский психолог, Шульц, считает, что оба подхода к историческому процессу - "персоналистский" и "контекстный" ("натуралистский") дополняют друг друга. "История не оставляет сомнений в том, что имеются великие люди, но имеются также и великие события. Оба ряда переплетаются и влияют друг на друга. Представляется, однако, что дух времени играет более важную роль, ибо, каким великим ни был бы человек, если он слишком далеко отстоит от климата времени, он и его прозрения погибнут безвестно".
Концепция "контекста" не имеет серьезного объяснительного значения из-за неопределенности ее основных понятий: "интеллектуальный климат", "дух времени", "социокультурная атмосфера", "психосоциальная матрица". Неудовлетворенность "контекстным" подходом породила попытки найти другие способы интерпретации истории психологического познания. Смысл этих попыток сводится к выявлению его стабильных регуляторов.
Принцип "контрастирующих пар". Первые попытки открыть общие линии в движении психологических идей выразили схемы, согласно которым этому движению свойственна полярность. Воспользуемся термином, предложенным американским историком Робертом Уотсоном, и назовем такую трактовку принципом "контрастирующих пар". Предлагались разнообразные "списки диад". Г. Мёрфи, например, характеризует различие между общим обликом психологических исследований в 10-20-е годы нынешнего столетия по четырем "контрастирующим парам": "структура - функция", "часть - целое", "качественное-количественное", "экспериментальное - генетикостатистическое", утверждая, что в 10-е годы доминировал первый член антитезы, в 20-е -второй (36). Проанализировав американские психологические журналы за 50 лет, Д. Брунер и Г. Олпорт обобщили материал в "диадах": "рациональное -эмпирическое", "телеологическое - механическое", "качественное - количественное" и др. Они сделали вывод, что главная тенденция состоит в возрастающем удельном весе второго термина каждой пары (21). Несколько позже, вновь обсуждая вопрос о психологических "антиномиях", Олпорт разделил все теории на две группы: а) следующие принципу детерминизма (бихевиоризм, кибернетика, учение об условных рефлексах, ортодоксальный психоанализ и др.) и б) акцентирующие ориентацию личности на свое будущее (персонализм, экзистенциализм, феноменология, учение об уровне притязаний, самоактуализации и др.). За этим стоит "диада": "детерминизм — телеология". От принципа "диад" отправлялся также Р. Уотсон в своей концепции "предписаний", которой мы дальше коснемся.
Психологические системы как "супертеорий". В развитии психологии имеется одна особенность, побудившая историков ввести в описание этой науки наряду с характеристикой ее фактов и теорий понятие о системах. Психологические системы трактуются как "супертеории". Их возникновение ряд авторов связывает с теоретической незрелостью психологии. "Наука воздерживается от спекуляций, которые не были бы пронизаны и упрочнены фактами. Но в науке психологии в целом недостаточно фактов, чтобы образовать "единую прочную систему",- писала в 1933 г. американский психолог Эдна Хайдбредер. Процитировав через 40 лет это суждение, американские психологи Мельвин Маркс и Вильям Хиликс отмечают, что оно все еще остается в силе. По мнению этих авторов, функция системы - "директивная": система указывает психологу, с какими объектами и какими методами ему работать.
Сама по себе характеристика систем как "супертеорий" является сугубо описательной и не раскрывает ни их происхождения, ни их роли в прогрессе научно-психологического познания.
Понятие о системе соотносится с понятием о школе как объединении ученых, следующих предписаниям этой системы в противовес другим школам или научному сообществу в целом. Конфронтация альтернативных концепций необходима для нормального роста науки. Однако в ситуации противостояния систем каждая из них утверждала свой особый предмет исследования и свой способ его разработки. Тем самым утрачивалось единство изучаемой области. Нельзя было более говорить о психологии в единственном числе. "Психологии 1925 года", "Психологии 1930 года" - так назывались изданные Марчесоном книги. В ту пору было много психологии, и число их продолжало расти.
Столь необычная картина, казавшаяся свойственной одной только психологии, утратила видимость уникальности после того, как американский историк физики Томас Кун выдвинул учение о парадигме.
Парадигмальный подход. В книге "Структура научных революций". Кун представил привлекшую к себе широкое внимание схему закономерного движения научных идей, согласно которой в этом движении имеются различные периоды. На ранних стадиях (предпарадигмальный период) между отдельными исследователями нет общего согласия по поводу границ, проблем, методов, основных понятий изучаемой ими области. Но когда наука достигает высокой степени зрелости, складывается парадигма как "общепринятый образец, актуальной научной практики". Парадигма, согласно Куну, достаточно сильна, чтобы пленить на длительное время умы ученых, отвлекая их от поиска альтернативных направлений. Вместе с тем она достаточно открыта, чтобы в ее пределах шла обычная для "нормальной науки" работа - решение "кроссвордов", задаваемых природой.
Парадигма включает законы, теоретические выводы и способы их приложения к новым задачам. До поры до времени все работающие в данной науке следуют принятой парадигме как единственно возможной. Не совместимые с ней факты (факты-аномалии) либо вообще игнорируются, либо "рационализируются"- подстраиваются под ее каноны. Однако эти факты в конце концов ее расшатывают и создают ситуацию кризиса. Наступает нечто подобное предпа-радигмальному периоду: разногласия школ, столкновения несовместимых теорий и т. п. Эпоха "нормальной науки" кончается. Происходит революция, и воцаряется новая парадигма. Представление о парадигме у Куна нераздельно связано с представлением о научном сообществе, единство которого удерживается именно благодаря ей. Появление же школ и систем, согласно Куну, показатель распада, как сообщества, так и парадигмы.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.