logo
История психологии Учебно-метод

Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа

Научная карьера Зигмунда Фрейда началась в качестве сотрудника Инсти­тута анатомии мозга в Вене. Среди его учителей можно отметить Э. Бркжке и Ж. Шарко, которые считали основой психических процессов функционирование нервной системы. Начав в 1886 г. психотерапевтическую практику, Фрейд столк­нулся с невозможность применения идей психофизиологического детерминизма к лечению нервно-психических расстройств. Совместно с Йозефом Брендом он разрабатывает метод свободной ассоциативной беседы, в процессе которой паци­ент рассказывает о своих проблемных переживаниях и в результате в его состоя­нии улучшение. В ходе ассоциативных бесед Фрейд обратил внимание на явление сопротивления, при котором пациент избирательно забывал некоторые свои пе­реживания, не хотел о них вспоминать, а сами вспоминания сопровождались зна­чительными негативными эмоциями. Происходящую в результате разрядку скры­тых внутренних напряжений Брейд назвал катарсисом.

Таким образом, Фрейд приходил к пониманию сферы подсознания и бес­сознательного как существенного фактора, определяющего поведение челове­ка, его поступки и действия. В ходе этих наблюдений складывается концепция Фрейда о структуре психики человека, которая состоит из 1) бессознательного, соединяющего психику с соматическими процессами и являющегося источни­ком психической энергии; 2) сознательного, представляющего понимание ин­дивидом самого себя и своих поступков и 3) сверхсознательного - совокупно­сти социальных норм и предписаний, внедряемых в психику индивида общест­вом. Сфера сознательного представляет собой поле столкновения врожденных инстинктов, составляющих бессознательное (прежде всего сексуального ин­стинкта, инстинкта разрушения и инстинкта смерти) и сверхсознательного. По­этому человек по своей природе как общественное существо изначально под­вержен возникновению подсознательных напряжений - комплексов, приводя­щих к нервным расстройствам и неадекватным формам поведения.