Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
Благодаря диалектическому подходу А.Н. Леонтьев смог разработать понимание личности как активного начала, в противоположность механистическим концепциям, рассматривающим человека как пассивное сырье, из которого природа и социальная среда автоматически формируют тот или иной тип личности. Как отмечает Н.Ф. Талызина: "А.Н. Леонтьев считал, что марксистское учение о деятельности имеет решающе важное значение для психологии. Сущность переворота, который марксизм совершил в теории познания, состоит именно в том, что человеческая практика (человеческая деятельность) была понята как основа человеческого познания. В отличие от старого созерцательного материализма, марксизм рассматривает познание не как результат воздействия предметов внешнего мира на органы чувств познающего субъекта, а как продукт его деятельности с этими предметами". Дальнейшие развитие теории деятельности получило в понятии индивидуального стиля деятельности разработанное В.С. Мерянным и Е.А. Климовым, которые характеризуют индивидуальное соотношение используемые человеком методов и особенностей его психики.
В последние годы свой жизни А.Н. Леонтьев возглавлял кафедру психологии МГУ, являясь почетным профессором многих зарубежных университетов и почетным членом многих научных организаций. Именно в этот период особое внимание уделялось им теории личности и проблемам ее формирования.
Одним из первых в истории психологии предпринял попытку дать систематическую картину личности американский психолог У. Джемс. Анализ личности в его концепции целиком проводился в рамках психологии сознания. Личность для него - это только то, что человек переживает как свое "Я". Вместе с тем, У. Джемс наметил ряд важных тем, получивших впоследствии разработку в других теоретических школах. Среди них можно назвать уровень притязаний, иерархию мотивов, образ самого себя и др.
В последствии теория личности разрабатывалась такими известными западными психологами, как К. Левин, Г. Олпорт, А. Маслоу и др. Существенный вклад в развитие теории личности внесли работы представителей психоанализа, гештальтпсихологии и других психологических школ. Вместе с тем, во всех этих концепциях личности все исследования сводились к двум главным факторам - к биологическому и социальному. Различие между данными концепциями сводится к степени включенности в теорию первого или второго фактора, к смещению акцентов. Как отмечал А.Н. Леонтьев: "Несмотря на кажущуюся простоту и даже взаимную непримиримость современных психологических теорий личности, большинство из них сохраняют диадическую схему анализа, о несостоятельности которой я уже говорил. Теперь эта схема выступает в новом обличье - в виде теории двух факторов формирования личности: наследственности и среды. Какую бы особенность человека мы ни взяли, она объясняется согласно этой теории, с одной стороны, действием наследственности (заложенными в генотипе инстинктами, влечениями, способностями или даже априорными категориями), а с другой - влиянием внешней среды (природной или социальной - языка, культуры обучения и т. д.)".
Непосредственной научной предпосылкой концепции личности А.Н. Леонтьева явилась концепция культурно-исторической обусловленности формирования личности, разработанная его научным руководителем, выдающимся советским психологом Л.С. Выготским. По мнению некоторых авторов именно Выготский ввел в психологию понятие деятельности. На это указывает, в частности. В.В. Давыдов: "Фундаментальным понятием советской психологии является понятие деятельности, истоки которого связаны с материалистической диалектикой. На наш взгляд, Л.С. Выготский был одним из первых советских ученых, кто ввел это понятие в психологическую теорию... Особенно большой вклад в разработку содержания этого понятия был внесен С.Л. Рубинштейном и А.Н. Леонтьевым".
Источником деятельности, согласно концепции А.Н. Леонтьева, являются потребности, порождающие в каждом конкретном случае те или иные мотивы деятельности. Мотив - это образ предмета потребности, имеющий привлекательность для субъекта и побуждающий его к деятельности. Мотив может совпадать или не совпадать с общей целью деятельности. Деятельность, в свою очередь, состоит из отдельных действий, направленных на решение текущих задач деятельности. Каждое действие имеет свою собственную цель. Цели действий и деятельности всегда более или менее осознаны, что придает сознательный характер и всей деятельности. В то же время мотивы деятельности во многих случаях могут быть неосознанными, что создает обширную палитру динамики взаимоотношений сознания и подсознания в процессе деятельности.
Действия, в свою очередь, состоят из отдельных движений, которые, как правило, совершаются автоматически и регулируются с помощью соответствующих навыков и привычек. Многие действия человека состоят из огромного количества разного рода физических движений, нервной и психической активности и представляют собой весьма сложные психические явления.
Именно деятельность А.Н. Леонтьев рассматривал как структурообразующий фактор личности: "В основу подхода к личности кладется категория предметной человеческой деятельности, анализ ее внутреннего строения, ее опосредствовании и порождаемых ею форм психического отражения. Такой подход уже с самого начала позволяет дать предварительное решение вопроса о том, что образует действительный базис личности, что именно входит и что не входит в характеристику человека именно как личности".
В различные периоды жизни человека те или иные виды деятельности могут играть большую или меньшую роль в его развитии. Тот вид деятельности, который на данном возрастном этапе является наиболее важным для развития личности, называется ведущим видом деятельности. Наиболее развернутую характеристику понятию ведущей деятельности дал А.Н. Леонтьев: "Ведущая деятельность - это не просто деятельность, наиболее часто встречающаяся на данном этапе развития, деятельность, которой ребенок отдает больше всего времени... Ведущая деятельность - это такая деятельность, развитие которой обусловливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития".
Таким образом, деятельностный подход позволил решить проблему биологических и социальных факторов развития личности: и те, и другие влияют на формирование личности в той мере, в какой они включаются в различные виды ее деятельности и, в первую очередь, в ее ведущую деятельность.
Источником деятельности как и любой активности человека являются потребности. Поэтому вопрос о соотношении потребностно-мотивационной сферы с особенностями деятельности имеет для психологии принципиальное значение. Существенный вклад в развитие теории мотивации деятельности внес именно А.Н. Леонтьев. Создав стройную психологическую концепцию деятельности, он определил место и роль ее мотивов: "По предложенной мной терминологии предмет деятельности и есть ее действительный мотив... понятие деятельности необходимо связано с понятием мотива. Деятельности без мотива не бывает; "немотивированная" деятельность - это деятельность не лишенная мотива, а деятельность с субъективно и объективно скрытым мотивом".
Взаимодействие мотива деятельности человека с ее общественно значимым содержанием приводит к осознанию и объективации мотива, превращению его в сознательную цель. Именно цели деятельности и создают то психологическое пространство, в котором разворачивается сознание человека.
Мотивы человека, через порождаемые ими различные виды деятельности или непосредственно, активизируют развитие его способностей, развитие познавательной и эмоциональной сфер, определяют реализацию в развитии личности наследственных и социальных факторов. В связи с этим А.Н. Леонтьев дал следующее определение структуры личности: "Структура личности представляет собой относительно устойчивую конфигурацию главных, внутри себя иерархизованных, мотивационных линий. Речь идет о том, что неполно описывается как "направленность личности", неполно потому, что даже при наличии у человека отчетливой ведущей линии жизни она не может оставаться единственной. Служение избранной цели, идеалу вовсе не исключает и не поглощает других жизненных отношений человека, которые, в свою очередь, формируют смыслообразующие мотивы. Образно говоря, мотивационная сфера личности всегда является много вершинной, как и та объективная система аксиологических понятий, характеризующая идеологию данного общества, данного класса, социального строя, которая коммуницируется и усваивается (или отвергается) человеком".
Таким образом, мотивы различных видов деятельности личности, образуя определенную систему, стимулируют соответствующее развитие всех остальных сторон личности, определяя ее общую конституцию и социальную значимость.
Разработанная А.Н. Леонтьевым на основе деятельностного подхода концепция ^природы личности и ее формирования послужила основой для дальнейшей разработки теории личности в трудах как его непосредственных учеников (Л.И. Божович, А.В. Запорожца, П.Я. Гальперина и других), так и в трудах других ведущих отечественных психологов, опирающихся в своих исследованиях на принципы деятельностного подхода (К.К. Платонов, В.В. Давыдов, А.В. Петровский, А.А. Бодалев и др.).
Благодаря деятельностному подходу удалось определить подходы к решению проблемы соотношения биологических и социальных факторов в формировании и развитии личности, проблемы развития личности в коллективе и проблемы лидерства, проблемы структуры личности и ряда других актуальных проблем современной психологии.
Деятельностный подход позволил открыть новые перспективы в ряде других отраслей психологии, таких как психология труда и инженерная психология, педагогическая психология, социальная психология, дифференциальная психология и других направлениях. В целом можно сказать, что разработанные А.Н. Леонтьевым концепции деятельности и личности стали неотъемлемыми частями современной психологии.
В отечественной психологии, наряду с использованием западных концепций личности, чаще используют понимание личности, изложенное в работах не самого Леонтьева, а его учеников и последователей - Л.И. Божович, Д.Б. Эльконина, К.К. Платонова и других исследователей, опирающихся на разработанный Леонтьевым деятельностный подход. Действительно, для практических исследований оказывается более удобной, например, структура личности, предложенная К.К. Платоновым, с четким выделением уровней биопсихических свойств, психических процессов, опыта и направленности. При исследовании детской психики не обойтись без разработанного Л.И. Божович понятия внутренней позиции личности или возрастной периодизации Д.Б. Эльконина. Однако все эти концепции и теории являются лишь небольшой частью того, что содержит в себе разработанный А.Н. Леонтьевым принцип деятельностного подхода к развитию личности.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.