logo
История психологии Учебно-метод

Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие

Автор – составитель

Бородкин В.И., доцент кафедры педагогики и психологии БГЭУ,

кандидат психологических наук

Минск 2010

ПРОГРАММА КУРСА

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА

Курс "История психологии" является той частью учебного материала по специальности "Психология предпринимательской деятельности", которая позволяет дать студенту необхо­димый научный кругозор и ориентацию в движении психологической мысли. В современной психологии многие научные школы в той или иной мере претен­дует на истину в конечной инстанции, на единственно правильное развитие психологического знания. При таком подходе представители одних школ пси­хологии могут не ориентироваться (и не всегда хотят ориентироваться) в дос­тижениях других школ, что ведет к развитию дилетантизма.

Ситуация осложняется тем, что на постсоветском пространстве развитие психологии, освобожденное от оков бюрократической системы, приобрело чрезвычайно интенсивный, можно сказать, взрывной характер. По количест­венным показателям подготовка психологов возросла в десятки и сотни раз. В психологию пришло немало людей, не прошедших специальной профессио­нальной подготовки, освоившие лишь отдельные психологические методики и ориентирующиеся лишь в некоторых направлениях психологии. В таких усло­виях изучение истории психологии, логики и закономерностей ее развития, возникновения главных психологических школ и направлений становится важ­ным условием развития профессионализма, позволяет будущему специалисту сформировать современный аналитический взгляд на состояние психологии в целом, ознакомится с панорамой современных психологических методов и ме­тодик и научится осознанно выбирать и применять те из них, которые наиболее адекватны практическим задачам, возникающим в его профессиональной деятель­ности.

В связи с этим, помимо общепринятых дидактических принципов научно­сти, наглядности, сознательности, активности, последовательности, доступности, связи с практикой, при построении курса истории психологии мы руководствова­лись принципами системно-структурного и функционального подхода, парадигмального развития научного знания, социально-культурной детерминации.

Принцип системно-структурного подхода позволяет рассмотреть возник­новение различных психологических концепций как элементов единой систе­мы научного знания, науки как формы общественного сознания, а также выде­лить внутри самой психологии такие концепции, которые стали системообра­зующими и вокруг которых формировались наиболее известные научные школы психологии. Этот принцип позволяет отказаться от характерной для ряда учебных пособий и монографий по истории психологии рядоположенности и хронологического перечисления бесконечных рядов фамилий психологов и тем их исследований. Такое перечисление мало, что говорит студентам и допускает лишь механическое заучивание при значительных тратах времени и малой ин­формативности.

Принцип системно-структурного подхода дает своего рода ключи к понима­нию основных психологических концепций, закономерностей их возникновения, объяснительного потенциала и значения для теории и практики. Зная главные тен­денции развития той или иной психологической школы и тематику исследований того или иного психолога, студент может самостоятельно определить его роль и ме­сто в развитии психологической мысли, его возможные достижения и трудности, прогрессивность его взглядов и перспективность его идей.

Принцип системно-структурного подхода в анализе развития психологи­ческого знания неизбежно приводит к понятию научной парадигмы и ее роли в развитии науки. Характеристика основных психологических парадигм, история их борьбы и смены позволяет студенту понять внутреннюю логику развития психологического знания. Усвоение понятий позитивистской, когнитивной, психоаналитической и других парадигм психологии формирует у студента профессиональный кругозор и профессиональный подход к анализу основных фактов истории психологии.

Вместе с тем, развитие любой науки, включая и психологию, определяет­ся не только внутренней логикой, но и уровнем общественного сознания в ту или иную эпоху, его социально-культурным содержанием. Принципиально важным является рассмотрение роли в истории психологии таких социальных явлений, как социальные революции, режимы власти, социальные структуры общества, распространение тех или иных религий и идеологий, а также дина­мика других форм общественного сознания. Для имеющихся пособий и моно­графий по истории психологии характерна ограниченность рассмотрения раз­вития психологической мысли рамками европейской цивилизации, в то время как в самих европейских странах, в том числе в Беларуси, находят самое широ­кое распространение психологические концепции, связанные с восточными философскими и религиозными школами и учениями. Эти концепции оказали существенное влияние как на возникновение ряда психологических школ и ме­тодов (психоанализ 3. Фрейда, аутотренинг И.Г. Шульца, психология личности А. Маслоу и ряда других), так и на практическое использование психологиче­ских методов. Принцип социально-культурной детерминации логически при­водит к преодолению данной ограниченности.

Таким образом, рассматриваемые принципы позволяют оптимально структурировать учебный материал и создают необходимую методологиче­скую базу процесса обучения.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

№ п/п

Название темы

Количество часов

Лекции

Семинары

1.

Введение в историю психологии

2

Раздел I. Развитие психологических знаний в пред-психологии

2.

Развитие психологии в восточных учениях

4

4

3.

Античная психология

6

6

4.

Развитие психологических знаний в средние века и в новое время

4

2

5.

Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки

6

6

Раздел II. История западноевропейской психологии

6.

Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт-основоположники экспериментальной психологии

4

4

7.

Идеи позитивизма и их влияние на психологию

4

2

8.

3. Фрейд и возникновение психоанализа

6

6

9.

Роль Д.Б. Уотсона и его последователей в формировании бихевиоризма

6

6

10.

Франкфуртская школа гештальтпсихологии и развитие ее идей в современной психологии

4

2

11.

Теория ролевого поведения Д. Мида и развитие социальной психологии

6

6

12.

Концепция развития Ж. Пиаже

4

2

13.

Экзистенциально-гуманистическая психология

6

6

Раздел III. История отечественной психологии

14.

Учение о рефлексах и высшей нервной деятельно­сти в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Психофизиологическая школа Теплова-Небылицина

6

4

15.

Культурно-историческая концепция психики Л.С. Выготского

4

4

16.

Развитие деятелъностного подхода в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева

4

4

17.

Идея индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлина и Е.А. Климова

2

2

18.

Развитие педагогической психологии как главного направления в советской психологии

6

6

19.

Новые горизонты психологии в свете идей В. И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.П. Казначеева

2

2

20.

Развитие психологической мысли в Белоруссии

4

4

ВСЕГО

90

80