Тема 20.
Развитие психологической мысли в Белоруссии
Последние десятилетия явились весьма плодотворными для развития психологии в нашей республике. Все большее внимание (наряду с традиционными) стало уделяться исследованиям по новым проблемам: трудового воспитания школьников всех возрастов, обучения и воспитания в высшей школе, продуктивной мыслительной активности, психологической службы и организации ее руководителями школ.
Существенной особенностью в деятельности психологов республики являются также тесная связь и сотрудничество с Педагогическим обществом, обществом "Знание" и другими организациями.
Большая часть психологов республики сконцентрирована в педагогических институтах и университетах, что в известной степени предопределяет приоритетную роль психолого-педагогических исследований. Однако психология представлена и в ряде других учреждений. В АН РБ изучаются личностные особенности специалистов в проектной деятельности в условиях системы автоматизированного принятия решений, включая использование в работе средств и методов автоматизации этой активности. В настоящее время в Институте философии и права исследуются социально-психологические механизмы включенности личности в идеологический процесс, производство и общественную деятельность. Это учреждение координирует соответствующую работу по республике - (В.И. Секун). В Институте языкознания продолжается разработка прикладных вопросов психологии и психолингвистики, переработки сенсорной информации (Г.В. Лосик).
В Белорусском государственном университете изучаются проблемы высшей школы. Завершена работа "Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов". Изучены общение в академической группе как фактор, влияющий на успешность этой деятельности; обеспечение информационной насыщенности процесса усвоения; способы формирования убежденности; специфика профессиональной направленности преподавания; оптимизация навыков и умений чтения и др. (Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, Л.Н. Дичковская, И.А. Кулак, А.М. Кухарчук, С.П. Цуранора). Опубликована монография "Диалог в мышлении", в которой определена сущность внутреннего диалога в мышлении, показано соотношение внешнего и внутреннего диалогов у партнеров общения (Г.М. Кучинский).
Проблемам обучения и воспитания в высшей школе посвящены также монографии М.И. Дьяченко н Л.А. Кандыбовича (1978 и 1982), Б.А. Бенедиктова и С.Б. Бенедиктова. Специалистами разных вузов в настоящее время продолжаются в плане подготовки руководителей школы в стенах вуза и при непрерывном повышении ими своей квалификации в 1982 г. в Минске проведена научно-теоретическая конференция "Психология обучения и воспитания в высшей школе". Психологи Минского университета культуры и академии последипломного образования разрабатывают проблемы психолого-педагогических основ повышения качества подготовки специалистов, (М.З. Яновский, С.В. Авдей, А.Б. Каганов, В.Я. Янчук). Вопросы психологии музыкального совершенствования изучаются в Белорусской консерватории (С. Б. Бенедиктов), В трех технических вузах Минска (политехническом, радиотехническом, механизации сельского хозяйства), психологи работают над обоснованием методики преподавания курса инженерной кибернетики.
Психологи Гродненского университета исследуют связи гностических, эффективных и поведенческих компонентов общения при формировании личности. Особое внимание уделяется проблеме социально - перцептивной регуляции проведения в учебно-воспитательном процессе (руководитель С.В. Кондратьева). Выявлена обусловленность педагогической социальной перцепции способом организации совместной деятельности и показано, что обобщение способов общения, опосредствованных отражением других людей, является основой развития коммуникативных способностей.
На кафедре педагогики и психологии Гомельского университета осуществлено исследование "Психологическая характеристика типических особенностей учебной деятельности школьников" (Н.И. Мурачковский). Представлена классификация психических проявлений личности подростков,
Проблемы возрастной и педагогической психологии активно разрабатываются во всех педагогических институтах. В Брестском пединституте изучаются проблемы мотивации учебной деятельности учащихся, особенности эффективности контроля при обучении младших школьников (Г.С. Абрамова, В.Г. Романко), влияние игры на нравственное развитие дошкольников (Л.Г. Лысюк), формирование образа "я" у младших школьников (Т.И. Гладун) и др.
В Могилевском пединституте выполнены исследования по психологическим основам формирования профессионального мышления учителя (Е.К. Оси-пова), психологии доказательства (В.А: Филь), индивидуальному стилю общения (Л.А. Вяткина), динамике психофизиологических показателей и состояния детей и педагогов в разных подсистемах (Д.И. Чемоданова). В Витебском пединституте представлены различные направления исследований по психологии общения. Так, изучается проблематика педагогического взаимодействия учителей и учащихся как прямые субъект-субъектные отношения между ними и субъект-объект-субъектные, опосредуемые содержанием деятельности (Е.Л. Малиновский); как развитие коммуникативных умений и навыков в устно-речевом общении у будущих учителей начальных классов (Н.П. Готгельф). Психологические основы эффективности усвоения знаний в школе изучают психологи Мозырьского пединститута (И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина).
Проблемам формирования психологической готовности к труду посвящены исследования кафедры психологии МГПИ им. А.М. Горького (руководитель Ф.И. Иващенко). Коллектив изучает проблему "Формирование личности старшего школьника как субъекта труда и выбора профессии".
Основным направлением в работе коллектива кафедры обшей и детской психологии МГПИ им. А.М. Горького является проблема возрастной и педагогической социальной психологии (руководитель Я.Л. Коломинский). Разработаны методические подходы, и концептуальный аппарат исследования психологии педагогического взаимодействия. Эта проблема изучается как явление в котором своеобразно сочетаются внутренние (эффективные, образные и когнитивные) отношенческие компоненты ("педагогическое отношение") и операциональные, поведенческие проявления (собственно "педагогическое общение ). Показано, что педагогическое взаимодействие учителей и учащихся воспитателей и детей развертывается одновременно и как прямые межличностные отношения, и как субъект-объект-субъектные взаимодействия, в которых общение взрослых и детей опосредствуется содержанием учебной деятельности. На этой основе сформулирована концепция формирования у будущих учителей и воспитателей социально-психологической готовности к педагогической деятельности: необходимо, во-первых, специально формировать внутренние компоненты (педагогическое отношение) и компоненты внешние (поведенческие) готовности и, во-вторых, осуществлять эту подготовку на конкретном предметном материале методики соответствующей педагогической специализации.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.