logo
История психологии Учебно-метод

Тема 20.

Развитие психологической мысли в Белоруссии

Последние десятилетия явились весьма плодотворными для развития психологии в нашей республике. Все большее внимание (наряду с традицион­ными) стало уделяться исследованиям по новым проблемам: трудового воспи­тания школьников всех возрастов, обучения и воспитания в высшей школе, продуктивной мыслительной активности, психологической службы и органи­зации ее руководителями школ.

Существенной особенностью в деятельности психологов республики яв­ляются также тесная связь и сотрудничество с Педагогическим обществом, обществом "Знание" и другими организациями.

Большая часть психологов республики сконцентрирована в педагогиче­ских институтах и университетах, что в известной степени предопределяет приоритетную роль психолого-педагогических исследований. Однако психо­логия представлена и в ряде других учреждений. В АН РБ изучаются личност­ные особенности специалистов в проектной деятельности в условиях системы автоматизированного принятия решений, включая использование в работе средств и методов автоматизации этой активности. В настоящее время в Ин­ституте философии и права исследуются социально-психологические механиз­мы включенности личности в идеологический процесс, производство и обще­ственную деятельность. Это учреждение координирует соответствующую ра­боту по республике - (В.И. Секун). В Институте языкознания продолжается разработка прикладных вопросов психологии и психолингвистики, переработ­ки сенсорной информации (Г.В. Лосик).

В Белорусском государственном университете изучаются проблемы высшей школы. Завершена работа "Психологические основы эффективности учебной деятельности студентов". Изучены общение в академической группе как фактор, влияющий на успешность этой деятельности; обеспечение инфор­мационной насыщенности процесса усвоения; способы формирования убеж­денности; специфика профессиональной направленности преподавания; опти­мизация навыков и умений чтения и др. (Р.И. Водейко, Л.А. Гуринович, Л.Н. Дичковская, И.А. Кулак, А.М. Кухарчук, С.П. Цуранора). Опубликована моно­графия "Диалог в мышлении", в которой определена сущность внутреннего диалога в мышлении, показано соотношение внешнего и внутреннего диалогов у партнеров общения (Г.М. Кучинский).

Проблемам обучения и воспитания в высшей школе посвящены также монографии М.И. Дьяченко н Л.А. Кандыбовича (1978 и 1982), Б.А. Бенедик­това и С.Б. Бенедиктова. Специалистами разных вузов в настоящее время про­должаются в плане подготовки руководителей школы в стенах вуза и при не­прерывном повышении ими своей квалификации в 1982 г. в Минске проведена научно-теоретическая конференция "Психология обучения и воспитания в высшей школе". Психологи Минского университета культуры и академии по­следипломного образования разрабатывают проблемы психолого-педагогических основ повышения качества подготовки специалистов, (М.З. Яновский, С.В. Авдей, А.Б. Каганов, В.Я. Янчук). Вопросы психологии музы­кального совершенствования изучаются в Белорусской консерватории (С. Б. Бенедиктов), В трех технических вузах Минска (политехническом, радиотех­ническом, механизации сельского хозяйства), психологи работают над обосно­ванием методики преподавания курса инженерной кибернетики.

Психологи Гродненского университета исследуют связи гностических, эффективных и поведенческих компонентов общения при формировании лич­ности. Особое внимание уделяется проблеме социально - перцептивной регу­ляции проведения в учебно-воспитательном процессе (руководитель С.В. Кон­дратьева). Выявлена обусловленность педагогической социальной перцепции способом организации совместной деятельности и показано, что обобщение способов общения, опосредствованных отражением других людей, является основой развития коммуникативных способностей.

На кафедре педагогики и психологии Гомельского университета осуще­ствлено исследование "Психологическая характеристика типических осо­бенностей учебной деятельности школьников" (Н.И. Мурачковский). Пред­ставлена классификация психических проявлений личности подростков,

Проблемы возрастной и педагогической психологии активно разраба­тываются во всех педагогических институтах. В Брестском пединституте изуча­ются проблемы мотивации учебной деятельности учащихся, особенности эф­фективности контроля при обучении младших школьников (Г.С. Абрамова, В.Г. Романко), влияние игры на нравственное развитие дошкольников (Л.Г. Лысюк), формирование образа "я" у младших школьников (Т.И. Гладун) и др.

В Могилевском пединституте выполнены исследования по психологиче­ским основам формирования профессионального мышления учителя (Е.К. Оси-пова), психологии доказательства (В.А: Филь), индивидуальному стилю общения (Л.А. Вяткина), динамике психофизиологических показателей и состояния детей и педагогов в разных подсистемах (Д.И. Чемоданова). В Витебском пединституте представлены различные направления исследований по психологии общения. Так, изучается проблематика педагогического взаимодействия учителей и уча­щихся как прямые субъект-субъектные отношения между ними и субъект-объект-субъектные, опосредуемые содержанием деятельности (Е.Л. Малиновский); как развитие коммуникативных умений и навыков в устно-речевом общении у буду­щих учителей начальных классов (Н.П. Готгельф). Психологические основы эф­фективности усвоения знаний в школе изучают психологи Мозырьского педин­ститута (И.Я. Каплунович, Т.А. Пушкина).

Проблемам формирования психологической готовности к труду посвя­щены исследования кафедры психологии МГПИ им. А.М. Горького (руководи­тель Ф.И. Иващенко). Коллектив изучает проблему "Формирование личности старшего школьника как субъекта труда и выбора профессии".

Основным направлением в работе коллектива кафедры обшей и детской психологии МГПИ им. А.М. Горького является проблема возрастной и педагогической социальной психологии (руководитель Я.Л. Коломинский). Разрабо­таны методические подходы, и концептуальный аппарат исследования психо­логии педагогического взаимодействия. Эта проблема изучается как явление в котором своеобразно сочетаются внутренние (эффективные, образные и когни­тивные) отношенческие компоненты ("педагогическое отношение") и опера­циональные, поведенческие проявления (собственно "педагогическое обще­ние ). Показано, что педагогическое взаимодействие учителей и учащихся воспитателей и детей развертывается одновременно и как прямые межлично­стные отношения, и как субъект-объект-субъектные взаимодействия, в которых общение взрослых и детей опосредствуется содержанием учебной деятельно­сти. На этой основе сформулирована концепция формирования у будущих учи­телей и воспитателей социально-психологической готовности к педагогиче­ской деятельности: необходимо, во-первых, специально формировать внутрен­ние компоненты (педагогическое отношение) и компоненты внешние (пове­денческие) готовности и, во-вторых, осуществлять эту подготовку на кон­кретном предметном материале методики соответствующей педагогической специализации.

63