Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
Развитие деятельностного подхода в исследованиях отечественных психологов. Одним из главных основателей принципа деятельностного подхода к исследованию психики явился А.Н. Леонтьев.
А.Н. Леонтьева является одним из крупнейших отечественных психологов, получивших широкое признание не только в своей стране, но и за рубежом. Его вклад в развитие теории личности не только сохраняет свою актуальность, но является источников новых идей и исследований в данном направлении. Проблема формирования личности является в настоящее время одной из самых актуальных как для теоретических, так и для прикладных направлений психологии. С увеличением роли человеческого фактора в производстве и в других сферах общественной жизни как никогда раньше возрастает социальный заказ на создание завершенной теории формирования личности.
Концепции формирования, разработанные в западной психологии, скорее следует назвать концепциями обучения или самореализации, так как в них не предполагается именно качественное развитие индивида до уровня личности. В этих концепция рассматривается развитие тех или иных психических функций индивида, но нет качественного развития самой личности. В понимании взаимоотношения последовательных этапов или ступеней формирования личности друг другу противостоят у ряда авторов две противоположные, но равно несостоятельные концепции. Одна, господствующая, рассматривает все психическое развитие ребенка как единый однородный процесс, в котором не выделяются никакие качественно отличные стадии, поскольку на всем его протяжении лишь развертываются задатки. Другая (представленная особенно ярко у Ж. Пиаже) подчеркивает качественное своеобразие различных ступеней так, что их различия превращаются во внешние противоположности. Таким образом, идя в обратном направлении, приходят к тому же результату - к упразднению подлинного формирования и развития личности.
Наиболее перспективным и открывающим несравненно более широкие возможности объяснения природы личности и ее формирования является дея-тсльностный подход, разработанный А.Н. Леонтьевым.
Научная деятельность Алексея Николаевича Леонтьева началась в 1924 году после окончания им отделения общественных наук Московского университета. Он начал работать в Институте психологии МГУ под руководством Л.С. Выготского, идеи которого он развивал в своих исследованиях. В 1931 году А.Н. Леонтьев возглавил группу молодых психологов в Харьковском отделении Украинской психоневрологической академии. Именно в этот период он приступил к исследованию проблемы деятельности и ее роли в развитии индивида.
В своих научных исследованиях А.Н. Леонтьев опирался на диалектический метод, разработанный Гегелем. В свое время Гегель характеризовал роль деятельности человека, как решающую в развитии окружающего мира: "В этом сохраняющем порождении мира и в дальнейшем его развитии и заключается работа зрелого человека. Поэтому, с одной стороны, мы можем сказать, что взрослый человек создает только то, что уже есть, но, с другой стороны, его деятельность должна способствовать так же и прогрессу. Однако поступательное движение мира происходит только благодаря деятельности огромных масс и становится заметным только при весьма значительной сумме созданного". Однако в силу политических причин, в работах отечественных ученых диалектический метод было принято называть марксизмом. Поэтому свою диалектическую психологию сам Леонтьев и его последователи часто называли марксистской психологией или диалектическим материализмом.
Диалектический метод позволил А.Н. Леонтьеву перейти от нагромождений показателей, характерных для западных концепций личности, к качественному анализу и системному подходу в ее исследованиях. В.В. Давыдов писал по этому поводу: "Философские истоки теории А.Н. Леонтьева связанные с диалектико-материалистическим пониманием природы человеческой деятельности, сознания, отражения, а также с историческим пониманием процессов их развития. Изучение процессов внешней , практической деятельности, опосредствующих связи субъекта с реальным миром, решающий и главный путь познания психического отражения, сознания как от начала до конца продукта общественной жизни, общественных отношений людей".
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.