Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
Идеи позитивизма привели к возникновению нового направления психологии - бихевиоризма, главным идеологом которого стал Д.Б. Уотсон. Свою программу нарождавшийся бихевиоризм мог провозгласить устами Уотсона лить потому, что в категориальном строе знания уже наметились изменения, делавшие для психологии впредь невозможным мыслить в прежних категориях ни о внутренних умственных действиях, ни о внешних телесных.
Не пройдет и 10 лет, как главному оппоненту Уотсона, Тиченеру, отказавшему бихевиоризму в каком-либо значении для психологической науки, придется констатировать, что волна бихевиоризма захватила всю американскую психологию. Но почему преимущественно ее?
Мы уже видели на примере функционального направления, приобретшего совершенно различную окраску в европейских и американских условиях, а также на примере существенных различий в разработке теории научения в России и США, как тесно связаны актуальные потребности науки с потребностями общественной жизни.
Прагматическая направленность исследований психической деятельности в США была обусловлена запросами быстро развивавшейся капиталистической экономики. В бихевиористском "манифесте" Уотсона задача реформы психологии связывалась не только с необходимостью новой трактовки предмета и метода психологии, создания новой терминологии и др. Все эти преобразования, согласно Уотсону, важны не сами по себе, но для достижения другой цели: превратить психологию в область знания, способную "убавлять поведением и предсказывать его". "Контроль и предсказание" - таким должен быть, с точки зрения бихевиористов, основной девиз психологии.
Неправота бихевиоризма выражалась не в защите этого принципа, а в его интерпретации, вытекавшей из определенных представлений о поведении и способах управления им.
Представления же, о которых идет речь, складывались в идеологической, философской атмосфере, отражавшей особенности развития капиталистической Америки.
Стало быть, чтобы понять генезис бихевиоризма, нам вновь следует соотнести сдвиги в логическом строе знания о психике, обусловленные естест-венноисторическим ходом становления этого знания, с теми конкретными социально-классовыми и идейно-философскими обстоятельствами, в которых они совершались.
Категория действия рождалась в потоке новых психологических идей. Отражая определенные объективные моменты, присущие поведению, она неотвратимо должна была войти в плоть и кровь психологического мышления.
Однако совершенно различными путями шла ее ассимиляция в психологической науке в России, где в условиях нарастающего революционного движения на передний план выступала защита достоинства и независимости человеческой личности, и в Соединенных Штатах, где доминировал утилитарный, прагматический подход к человеку.
Характер ассимиляции зависел и от методологических влияний: материалистических - у русских исследователей поведения, идеалистических (в форме философии позитивизма и неореализма) - у американских.
Эти идейные расхождения не остались внешними по отношению к разработке теории поведения как таковой. Они придали ей совершенно различную направленность.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.