Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
Свое имя эта школа получила от немецкого слова "гешталы", что означает "форма", "структура", целостная "конфигурация". С перечисленными синонимами, однако, соединяются многие другие значения '.
Предпочтем поэтому само слово "гештальт", тем более что оно давно уже превратилось в интернациональный психологический термин.
Гештальт означает организованное целое, свойства которого не могут быть получены из свойств его частей. "Имеются целостности, чье поведение не детерминируется поведением индивидуальных элементов, из которых они состоят, но где сами частные процессы детерминируются внутренней природой целого"2,- так определял гештальт один из лидеров новой школы, М. Вертгеймер (1880-1943). Целостность, тотальность, расчлененная структура, организация - эти характеристики гештальта противопоставлялись "атомистическому" подходу, неудовлетворенность которым нарастала не только в психологии. В физике возникло понятие об электромагнитном поле, в биологии разрушалось представление об организме как механическом соединении дискретных элементов. Проблема целого и части приобретала все большую остроту. В этой атмосфере и зарождался гештальтизм. Но его развитие стимулировали не только новые веяния в естествознании. Психология имела собственные проблемы и трудности.
Важным свойством образа является его константность, постоянство при изменяющихся условиях восприятия. Так, лист бумаги воспринимается как белый при различном освещении: и в сумерках, и при ярком солнечном свете. Условия варьируют, а чувственный образ остается постоянным. Вместе с тем константность разрушается, если объект воспринимается не в целостном зрительном поле, а изолированно от него.
Интересные факты, говорящие о целостности восприятия и ошибочности представления о нем как о мозаике ощущений, были получены датским психологом Рубином, изучившим феномен "фигуры и фона". Фигура воспринимается как замкнутое, выступающее вперед целое, отграниченное от фона контуром, тогда как фон кажется простирающимся позади. Об их различии убедительно говорят так называемые "двойственные изображения", когда рисунок воспринимается то, как ваза, то как два профиля. Катц, Рубин и другие психологи-экспериментаторы, перешедшие от "атомистического" понимания чувственного восприятия к целостному, не считали себя приверженцами особой научной школы, имеющей собственную теоретическую программу. Но вскоре такая школа появилась. Она была представлена триумвиратом: М. Вертгеймер, В. Келер (1887-1967) и К. Коффка (1886-1941). "Стратегическим" экспериментом, от которого эта школа вела свою родословную, было изучение Вертгеймером так называемого "фи-феномена".
С помощью специальных приборов (стробоскопа и тахистоскопа) он экспонировал с различной скоростью один за другим два раздражителя (прямые линии или кривые). Когда интервал был относительно большой, испытуемый воспринимал их последовательно. При очень коротком интервале они воспринимались как данные одновременно. При оптимальном интервале (около 60 миллисекунд) возникало восприятие движения, т. е. глаз видел перемещение линии направо или налево, а не наличие двух линий, данных последовательно или одновременно. В определенный момент, когда временной интервал начинал превышать оптимальный, испытуемый в какой-то момент воспринимал чистое движение, т. е. осознавал, что движение происходит, но без того, чтобы перемещалась сама линия. Это явление было названо "фи феноменом". "Фи феномен" выступал не как соединение отдельных сенсорных элементов, а как "динамическое целое". Опыты Вертгеймера опровергали "атомистическую" концепцию о "сложении" ощущении в целостную картину. Они были повторены многими исследователями на самом разнообразном экспериментальном материале. Были опубликованы сотни статей о восприятии движения объектов, различающихся по положению, форме, цвету и т. д. Во всех случаях наблюдался "фи феномен".
Если первым открытием гештальтистов был "фи феномен", то первым теоретическим трудом - трактат Келера "Физические гештальты в покое и стационарном состоянии" (1920). Келер, как и Вертгеймер, стремился перестроить психологический способ объяснения по типу физико-математического. Теория электромагнитного поля, созданная Максвеллом, новые энергетические представления, развитые Плавком,- все это, по мнению гештальтистов, создавало предпосылки для смены картины организма и его психических функций. Если раньше физика Галилея и Ньютона определила склад мышления сторонников ассоциативной психологии: изолированные, тождественные самим себе частицы, движущиеся по законам механики, служили образцом, по которому выкраивались "атомы" души, то теперь физика выработала другой образец, и ориентация на него сулила, как представлялось гештальтистам, реконструкцию психологического познания.
Посредником между физическим полем и целостным восприятием должна была стать, по их мнению, новая физиология, не физиология изолированных нервных элементов и путей - верная союзница психологической схемы элементов сознания и ассоциаций между ними, а физиология целостных и динамичных структур - гештальтов. Стремясь найти материальное основание для психических гештальтов, Келер наметил воображаемую физиологию мозга, которая базировалась на физико-химических представлениях. В своем упомянутом выше труде он излагал физико-химические проблемы с целью развить одну из стержневых идей гештальтпсихологии - идею изоморфизма материальных (физиологических) и психических процессов.
Гештальтистам представлялось, что принцип изоморфизма, согласно которому элементы и отношения в одной системе взаимно однозначно соответствуют элементам и отношениям в другой, позволит решить психофизическую проблему, сохранив за сознанием самостоятельную ценность и в то же время утвердив его соответствие материальным структурам.
Конечно, изоморфизм как математическая категории сам по себе не является ни материалистическим, ни идеалистическим. Но он не может разрешить коренные вопросы психологической теории, в том числе психофизическую проблему, в трактовке которой гештальтпсихология следовала идеалистической традиции. Ведь отношение двух рядов явлений — психических и физических мыслилось по типу параллельности, а не причинной связи. Не порождаясь материальными структурами, а лишь соответствуя им, психические гештальты выступали как причина самих себя.
Что касается физических структур и полей, то они действительно не имеют другого основания, кроме физического взаимодействия. Но к сознанию такой подход неприменим. Оно не является самостоятельным миром, и его динамика не может быть каузально понята из него самого. Гешталътисты же превратили психические формы в своего рода сущности. Они утверждали не только не сводимость этих форм к их частям, по и существование особых законов гештальта. Им представлялось, что, опираясь на эти законы, психология превратится в точную науку типа физики.
Фигура и фон, константность, транспозиция - все это - действительно фундаментальные феномены в области чувственного познания. Возникает, однако, вопрос: можно ли; вместе с открытыми гештальтистами в экспериментах феноменами принять и их интерпретацию в качестве законов, предложенную гештальтизмом? Ведь указать на имманентную динамику гештальта, на то, что образ сам по себе устроен так, что "стремится" быть отчетливым, замкнутым, "хорошим" (прегнантным) и т. д., и опираться при этом на авторитет одного только сознания - значит уйти от причинного объяснения.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.