Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
Подход Ж. Пиаже к психическому развитию развивался прежде всего в рамках естественнонаучной психологии. Лучше всего, на наш взгляд, понять его позицию можно из следующего его высказывания в 1966 г. на Международном психологическом конгрессе: "... я биолог, а это не то же самое, что идеалист, и я думаю, что организм зависит не только от среды; организм активно реагирует на среду и дает "ответы", которые зависят от его собственной активности; иными словами, субъект познает объект, только действуя на него, и познание объекта (а это не то же самое, что сам объект) предполагает неразрывное взаимодействие между объектом и деятельностью организма или субъекта". Таким образом, отказываясь от позиций позитивизма, Пиаже, вместе с тем, как "биолог" стремится к строгому научному подходу в психологии, а такая научная строгость связана у него, в первую очередь, с естественно - научным подходом.
Исходя из принципа активности психики, сознания, субъекта и оставаясь диалектиком в рамках естественнонаучного подхода, Пиаже не может и не хочет признать социальную природу психики человека, как качественно иную, чем биологическая природа психики животных. В психологии он стремится оставаться "биологом". Этим можно объяснить как высочайшие достижения, так и принципиальную ограниченность его исследований, его концепции развития и обучения.
Следует помнить, что концепция Пиаже создавалась в эпоху бурного развития физики, биологии и появления кибернетики и генетики. Отсюда становится понятным выбор главных понятий и направлений его исследований. Как биолог важнейшим критерием развития организма он считает успешность его адаптации, достижение более высокого уровня равновесия со средой. А как сторонник естественнонаучного подхода в психологии главным механизмом такого развития он считает интеллект.
С его точки зрения интеллект является механизмом биопсихической адаптации индивида к обстоятельствам жизни, уравновешивающим процессы аккомодации и ассимиляции. Биологически обусловленные действия индивида, системы действий, операции, интериоризируясь становятся основой интеллекта. Позднее Пиаже вводит в свою концепцию понятие социализации, заключающееся, по его мнению, в адаптации формирующегося интеллекта ребенка к суждениям других людей. Таким образом, в концепции Ж. Пиаже социальная среда остается одним из внешних факторов, никак не влияющем на сами механизмы формирования интеллекта, а функции и природа интеллекта человека и животных являются аналогичными и качественно не отличаются друг от друга. Все теории интеллекта он разделил на генетические и негенетические. Среди негенетических теорий он выделил концепцию непосредственного прямого знания физической и абстрактной реальности или "предустановленной гармонии" между интеллектом и действительностью (Б. Рассел и др.). Вторая негенетическая концепция определяет интеллект как изначально данную совокупность внутренних структур, которая постепенно проявляется в процессе развития психики, благодаря осознанию мышлением самого себя (Бюллер, Зельц и др.). Третья - гештальттсория - объясняет акты понимания уравновешенностью высокоорганизованных структур (гештальтов), объединяющих субъект и объект в единое целое.
Среди генетических концепций интеллекта Пиаже также выделял три группы: "Что касается генетических интерпретаций, то среди них есть такие, которые объясняют интеллект исходя из одно внешней среды (например, ассо-цианистский эмпиризм, соответствующий ламаркизму), такие, которые исходят из идеи собственной активности субъекта (теория слепого поиска в плане индивидуальных адаптации, соответствующая мутационизму, если его брать в плане наследственных изменений), а также и такие интерпретации, которые объясняют интеллект взаимодействием субъекта с объектами (операциональная теория)" [5, 52]. Свою собственную теорию интеллекта Ж. Пиаже относил к последней группе.
Разрабатывая свою теорию интеллекта, Ж. Пиаже, в отличие от позитивистов, больше внимания уделял не технологии исследования и верификации, а подходу к той реальности, которую обозначает понятие интеллекта. Считая двигательную активность важнейшим компонентом психической деятельности и рассматривая реальные внешние действия с точки зрения их координации в целостные структуры, он пошел по пути выведения внутреннего из внешнего, незримых умственных актов из зримых внешних действий. Это процесс становления внутренних психических структур из внешних приобрел широкую известность в понятии "интериоризации". Таким образом, структуру интеллекта Пиаже выводил из структуры внешних действий.
Вторым важным понятием концепции интеллекта Ж. Пиаже является понятие операции: "Основное свойство логического мышления состоит в том, что оно операционально, т.е. продолжает действие, интериоризируя его. Однако этим сказано отнюдь не все, поскольку операция не сводится к любому действию: и хотя операциональный акт вытекает из акта действия, однако расстояние между этими актами остается пока еще весьма значительным. Операцию разума можно сравнивать с простым действием только при условии, что она рассматривается изолированно.
Но об "одной" операции мы можем говорить только в результате абсолютно незаконной абстракции: единичная операция не могла бы быть операцией, поскольку сущность операций состоит в том, чтобы образовывать системы".
Основываясь на понятиях интериоризации и операции, Пиаже открыл четыре типа или четыре уровня интеллекта по мере их формирования у ребенка: 1) формы интеллекта низшего порядка, образуемые инстинктом и непосредственно вытекающие из анатомо-физиологической структуры организма; 2) целостные формы, образуемые навыком и восприятием; 3) целостные необратимые формы оперирования, образуемые интуитивным мышлением; 4) мобильные, обратимые формы, способные группироваться в различные сложные комплексы, образуемые операциональным интеллектом.
М.Г. Ярошевский характеризует теорию интеллекта Ж. Пиаже следующим образом: "Ни одна концепция интеллекта как перестраивающегося в ходе развития системного образования (а не мифической внутренней "способности") не может обойти вопрос о стадиях. А в современной психологии не существует другой экспериментально и математически обоснованной стадиальной схемы формирования умственных действий и операций от младенчества до юности кроме созданной Пиаже ". '
Если разработанная Ж. Пиаже концепция развития интеллекта, взятая сама по себе, вне сферы развития личности, может иметь существенную научную ценность для понимания некоторых аспектов природы интеллекта то в приложении к обучению, то есть именно там, где принципиальное значение имеет учет развития личности, качественная обусловленность этого развития социальными факторами, прямой перенос данной концепции на процесс обучения порождает принципиальные методологические ошибки.
В процессе развития детского мышления происходят, согласно Ж. Пиаже, последовательные переходы от сенсомоторного интеллекта к дооператорному интеллекту, а затем - к конкретным и формальным операциям. Эти переходы представляют собой спонтанный процесс, не зависящий от включения личности в общественные отношения и подчиняющийся только внутренним закономерностям координации операций и тенденциям операторных структур к равновесию.
Психическое развитие в результате интерпретируется как независимое от специально организуемого взрослыми воспитания и обучения детей Действие источников такого развития и по времени, и функционально предшествует овладению детьми конкретными понятиями и умениями. Например, согласно взглядам Ж. Пиаже, ребенок, действуя с вещами, вначале якобы самостоятельно улавливает и выделяет общий принцип сохранения их количества и лишь затем на этой основе у него при специальном обучении может быть сформировано понятие числа. Как отмечает В.В. Давыдов: "В теории Ж. Пиаже воспитание и обучение рассматриваются как условия приспособления педагогического процесса к психическому развитию ребенка. Педагогический процесс как бы следует за развитием".
По ироническому замечанию Л.С. Выготского, имевшего на то достаточно оснований: "Обучение плетется в хвосте у развития, развитие всегда идет впереди обучения. Уже благодаря одному этому наперед исключается всякая возможность поставить вопрос о роли самого обучения в ходе развития и созревания тех функций, которые активируются ходом обучения".
Согласно концепции Ж. Пиаже, развитие должно пройти свои определенные циклы до того, как обучение сможет приступить к выполнению своих специфических задач. Развитие всегда идет впереди обучения, а последнее надстраивается над ним.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.