Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
Первая попытка превратить обычное самонаблюдение в средство экспериментального анализа принадлежала, как известно, Вундту. У Вундта и его последователей испытуемые специально тренировались с целью поиска исходных элементов сознания и устранения "ошибки стимула". Под последней понималось смешение "истинного" ощущения или чувствования с реальной вещью, которая его вызвала. Так, если испытуемому показывалась какая-либо вещь и па вопрос, что он видит, он отвечал "чернильница", то подобная реакция считалась неправильной. "Научным" ответом признавался такой, при котором детально описывались ощущения (зрительные, осязательные и т. д.). возникшие в момент восприятия предмета. Второй вариант интроспективного метода практиковался Вюрцбургской школой. Здесь от испытуемого требовалось расчленить течение мыслей в сознании на "фракции" и последовательно описать каждую из них.
Третий вариант интроспективного метода, получившего название феноменологического, восходит к Ф. Брентано.
Будущие гештальтисты воспитывались главным образом в двух психологических лабораториях: у ученика Брентано Штумпфа в Берлине и у Г. Э. Мюллера в Гетгангенском университете, где профессорствовал другой ученик Брентано - Э. Гуссерль (1859-1938).
Мы отмечали, что объект, по Брентано, являет собой феномен, актуализируемый благодаря интенции сознания. Содержание сознания субъекта и внешний объект не различались, они трактовались как идентичные. Э. Гуссерль, вслед за Брентано считая феномены сознания первичными (и тем самым последовательно отстаивая идеалистическую установку), учил, что эти феномены достойны быть рассмотренными сами по себе. Вопрос об их происхождении и об отношении к независимой от сознания реальности был вынесен Гуссерлем за скобки. Поэтому требование вундтовцев избегать "ошибки стимула" следует, с его точки зрения, отвергнуть. Ведь оно предполагает, что всякий раз следует расчленять образ и выяснять, что в его составе представляет истинно психическое, а что - указывает на внешний раздражитель. В действительности же, согласно Гуссерлю, такой предвзятый аналитический подход только мешает понять все богатство психического мира.
Гуссерль видел свою задачу в том, чтобы реформировать логику, а не психологию. Но выдвинутая им идея феноменологического метода как якобы "непредвзятого", освобожденного от привычных стереотипов мышления описания сознания во всей его непосредственности и подлинности произвела глубокое впечатление на молодых сотрудников Г. Э. Мюллера, занимавшихся экспериментально-психологической работой. Среди них выделялись Д. Катц и Е. Рубин.
В работах Катца "Построение мира цветов" и "Построение мира осязательных восприятия" было показано, что зрительный и осязательный опыт несравненно полнее.
Для этого, по плану Гуссерля, логика должна быть превращена в феноменологию, цель которой раскрыть фундаментальные феномены и идеальные законы познания. Абстрагируясь от всего, что связано с существованием человека как естественного существа, и пользуясь методом интуитивного анализа сознания, феноменология, полагал Гуссерль, постигает "чистые" сущности. Исходя из этой идеи, развернутой в его книге "Логические исследования" (1900-1901) Гуссерль подверг критике психологизм - учение, которое искало для логических законов психологические основания. В современной буржуазной философии идеалистическая феноменология стала одним из основных направлений. Особенность предшествующих психологических направлений в том, что они избегают конфронтации с действительностью в том виде, как «е переживет человек, что они игнорируют такие конституирующие признаки личности как ее целостность, единство, неповторимость. В результате картина личности предстает фрагментарной и конструируется либо в виде "системы реакций" (Скиннер), либо как набор "измерений" (Гилфорд), особых агентов типа ид, эго и супер-эго (Фрейд), ролевых стереотипов (Ньюкомб) и т. д. Кроме того личность лишается своей важнейшей характеристики - свободы воли - и выступает только как нечто определяемое извне: раздражителями, силами "поля" бессознательными влечениями, ролевыми предписаниями. Ее собственные стремления сводятся к попыткам разрядить (редуцировать) внутреннее напряжение достичь уравновешенности" со средой; ее сознание и самосознание либо полностью игнорируются, либо рассматриваются как звукомаскировка "грохотов бессознательного".
Экзистенциальная психология выступила с призывом понять человеческое существование во всей его непосредственности на уровне, лежащем "ниже той пропасти между субъектом и объектом, которая якобы была создана философией и наукой нового времени. В результате, утверждают психологи-экзистенциалисты, по одну сторону этой пропасти оказался субъект сведенный к рацио, к способности оперировать абстрактными понятиями по другую - объект, данный в этих понятиях. Исчез и человек во всей полноте его существования, исчез и мир, каким он дан в переживаниях человека. С воззрениями «бихевиориальных" наук на личность как на объект, не отличающийся ни по природе, ни по познаваемости от других объектов мира вещей животных, механизмов,- коррелирует и психологическая "технология": разного рода манипуляции, касающиеся обучения и устранения аномалий в поведении (психотерапия). Среди энтузиастов экзистенциальной психологии большинство составляли именно психотерапевты. В практике работы с людьми им "приходилось ориентироваться на некоторые наличные общие представления о природе психической жизни и причинах ее патологии, выбирая в основном между бихевиористскими и фрейдистскими интерпретациями. У бихевиористов, как мы уже знаем, эти причины сводились к образованию связей (путем подкрепления) между раздражителями и двигательными ответами, у фрейдистов - к особенностям психосексуального развития. Но ведь на практике психотерапевт имеет дело с самобытной личностью, способной выбирать ценности и реализовывать свой "жизненный план", а не с ее двигательными реакциями или сексуальными влечениями как таковыми. И эта практика заставляла искать новые пути решения проблемы личности. Экзистенциальная психология выступила в качестве одного из таких путей.
В своей критике экзистенциальная школа обнажает действительную слабость главных психологических течений капиталистического Запада и, прежде всего, бихевиоризма (который трактует человека либо как "большую белую крысу", либо как "маленький компьютер") и фрейдизма (поставившего сознательное человеческое "Я" в рабскую зависимость от безличного, безымянного "Оно"). В конструктивном отношении моделям "расщепленного", "фрагментарного" человека экзистенциальная психология противополагает идею нерасчлененной личности, ее "Л", ее "самости". Само по себе постулирование ценности "персоны" не расширяет возможности научно-психологического объяснения - необходимо, чтобы постулат был превращен в проблему. Человек рождается на свет как, целостный организм, личностью он становится под действием факторов, которые требуют специального научно-психологического анализа. Это же следует сказать и об активности личности, не идентичной общей активности организма, ибо в ней представлен новый уровень детерминации жизнедеятельности, рационально постигаемый исходя из общественно-исторической практики. Между тем, согласно экзистенциальной психологии, грань между человеческим миром и миром животным кладет не реальная система отношений людей с действительностью, а интенция сознания, неистребимая потребность личности в самоактуализации, в самосозидании своего "феноменального мира". Главная установка, по словам наиболее крупного представителя экзистенциальной психологии, Карла Роджерса, должна состоять в "непрерывном фокусировании на феноменальном мире". Понятие о "феноменальном мире" игнорировали бихевиористы, которым оно казалось ненаучным, мешающим строго-причинному объяснению поведенческих актов по управлению ими. Напротив, сторонники Роджерса доказывают, что без него нельзя описать объективно наблюдаемое поведение, подобно тому, как реакции дальтоника необъяснимы, если не соотнести их с особенностями его цветоразличения. Идея "феноменального мира" не была новинкой в психологии, хотя различные школы и привносили в это понятие специфический категориальный смысл. Структуралисты считали, что в "феноменальном мире" индивиду открываются ощущения и их сочетания, гешталътисты - целостные образы в их динамике, фрейдисты - иллюзии, возникающие в угоду бессознательному. Во всех случаях за термином "феноменальный мир" стояла категория образа. В экзистенциальной психологии этот термин приобрел иное категориальное содержание: он указывал на категорию личности. Утверждалось, что при интенции на своем "феноменальном мире" индивид открывает "Я" как целостность, силу переживаний которой он стремится поддерживать и увеличивать. На этом основании Роджерс и построил свою психотерапевтическую концепцию, которая была названа "терапия, центрированная на клиенте". Психотерапевт бессилен изменить поведение невротика, тренируя его на манер того, как Скиннер учит голубей играть в пинг-понг. Равным образом фрейдистская процедура освобождения субъекта от гнета сил, разрывающих "бедное эго", бьет мимо цели. По Роджерсу, подлинный успех ждет психотерапию на пути активизации конструктивного начала человеческого "Я", когда в человеке, обратившемся за помощью к психиатру, видят не пациента (больного), не объект терапевтических манипуляции, а "клиента", который сам берет на себя ответственность за решение собственных жизненных проблем, вместо того чтобы перелагать это на психотерапевта выполняющего лишь консультативные функции. Американский психолог Первип отмечает, что идеи Роджерса приобрели большую популярность среди учителей, духовенства, бизнесменов и всех тех, кто по характеру своей деятельности непосредственно связан с людьми и с необходимостью воздействовать на их поведение. Преимущество этих идей усматривается в следующем: предполагается, что эффективное воздействие на поведение индивида возможно лишь с учетом, во-первых, его собственной точки зрения на мир (а не только внешне наблюдаемых реакций); во-вторых, его отрефлексированных личностных переживаний (а не бессознательных, внешних по отношению к личности, влечений); в-третьих, конструктивных, творческих начал в его поведении (а не просто желания избавиться от напряжения).
В плане категориального развития психологического познания экзистенциальное направление обнажило трудности, связанные с разработкой категории личности, с се консолидацией в структуре этого познания в особую форму отражения личностностно-психического, - форму, отличную от других категорий (мотива, психосоциального отношения, действия и др.) и, вместе с тем, внутренне связанную с ними. Однако под предлогом борьбы с "дегуманизацией" "депер-сонификацией психики экзистенциальное направление отвергает ее причинное и объективное исследование вообще. Личность, ее творческая "экзистенция" с одной стороны, и плод вековых усилий множества творческих личностей - научная картина мира и человека,- с другой, противополагаются как две враждебные силы. Прокламируя их несовместимость, экзистенциальная психология в трактовке человека и методов его познания и самопознания неотвратимо приходит к иррационализму. Обрывается связь со всей могучей традицией причинного изучения человека, которой психология обязана своими лучшими достижениями, утверждается связь с другой традицией - религиозной.
В рамках экзистенциальной психологии существует мнение, что в сердцевину личности можно проникнуть лишь посредством особой установки, которая несвойственна "западному уму" (ориентированному на внешнее материальные, преходящие ценности) и которая издавна культивировалась на Востоке, в частности древнеиндийской философией и дзэн-буддизмом. Подразумевается трансцендентная направленность восточной философии, которая учит освобождению от всех желаний и привязанностей, ориентируя человека на познание абсолюта и интенсивный поиск смысла существования. Ряд концепций экзистенциальной школы возник под непосредственным влиянием этих идей, которые были переведены на язык психологии.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.