Тема 3. Античная психология
Между различными культурами издавна происходил обмен материальными и духовными ценностями, но в настоящее время в отношении многих идей утрачена возможность выяснить, возникли ли они на почве данной культуры или оплодотворили ее, будучи усвоены от других. Так, например, представление о кровообращении как главном факторе телесной и психической жизни разрабатывалось в Вавилоне, Египте, Китае, Индии, Греции. Но кому принадлежит приоритет и каковы были пути передачи этого учения (в том случае, если оно не возникло у одного народа независимо от другого), остается невыясненным.
То же можно сказать и про учение об основных элементах мира, определяющих материальный состав организма и характер его функций. Образом ставятся в зависимость от смешения и движения основных частиц.
Эмпедокл был непосредственно связан с одной из греческих медицинских школ. Деятельность врачебных школ, сложившихся в различных частях Греции, не ограничивалась решением конкретных лечебных задач. Разрабатывались и теоретические взгляды на организм, его устройство и зависимость от факторов внешней среды (пищи, воды, метеорологических условий), на его изменяемость в ходе онтогенеза, на корреляцию между физиологическими и психологическими признаками и т. д. Формировались эти взгляды под прямым влиянием философских представлений, однако поиски и результаты работы медицинской мысли накладывали в свою очередь отпечаток на "картину человека", какой она рисовалась в общих системах. Формулы, касающиеся всего космоса, врачам приходилось переводить на свой язык, чтобы использовать их соответственно тому, что говорило эмпирическое наблюдение.
Школа Гиппократа (ок. 460-377 до н. э.), известная нам по так называемому "Гиппократову сборнику", рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.
Учение о единой стихии, лежащей в основе многообразия вещей, заменялось учением о четырех жидкостях (кровь, слизь, желчь желтая и желчь черная). Как полагал Гиппократ, "из них состоит природа тела, и через них оно и болеет, и бывает здоровым. Бывает оно здоровым наиболее тогда, когда эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества и когда они наилучше перемешаны". Их нормальное, свойственное природе данного тела сочетание определяет не только здоровье, но и конституционные особенности организма в целом, а также его психические качества. Главное же, что отличало гиппократовскую школу, состояло не в замене одного телесного субстрата несколькими, а в том, что общий принцип сочетался с опытным изучением дифференциальных причин.
С именем Гиппократа соединяют учение о четырех темпераментах, которое, однако, в "Гиппократовом сборнике" не изложено. Лишь в книге "О священной болезни" различаются в зависимости от "порчи" мозга желчные люди и флегматики. И все же традиция относить понятие о темпераменте к Гиппократу имеет основание, ибо сам принцип объяснения соответствовал Гиппократову учению.
Поворот греческой мысли ко всему, что касается человека, отразил глубокие изменения в общественной жизни греков периода расцвета рабовладельческой демократии, когда повышалась ценность человеческой личности, ее жизни и свободы, конечно речь идет о свободных гражданах полисов), на проблеме индивидуальности сосредоточивается и врачебное мышление, выработавшее новые нормы и принципы подхода реальная активизация личности побуждала исследовать характер ее связей с природным и социальным мирами, соотношение этих двух миров становится одной из главных теоретических тем эпохи. Приводя в качестве примера образ жизни некоторых азиатских народов в книге "О воздухах, водах и местностях", Гиппократ доказывал, что обычаи, т. е. человеческое установление, может изменить природу организма, это были первые попытки обсудить вопрос о соотношении социального и биологического в человеке. Гуморальная направленность мышления древнегреческих медиков вовсе не означала, что они игнорировали строение органов специально предназначенных для выполнения психических функций. Издавна как на Востоке, так и в Греции конкурировали между собой две теории - "сердцецентрическая" и "мозгоцентрическая".
Мысль о том, что мозг есть орган души, принадлежит древнегреческому врачу Алкмеону из Кротоны (VI в. до н. э.), который пришел к этому выводу в результате наблюдений и хирургических операций. В частности, он установил, что из мозговых полушарий "идут к глазным впадинам две узкие дорожки " (7, ч. 1, 207). Полагая, что ощущение возникает благодаря особому строению периферических чувствующих аппаратов, Алкмеон вместе с тем утверждал, что имеется прямая связь между органами чувств и мозгом.
Таким образом, учение о психике как продукте мозга зародилось благодаря тому, что была открыта зависимость ощущений от строения мозга, а это в свою очередь стало возможным благодаря накоплению эмпирических фактов. Но ощущения по Алкмеону, исходный пункт всей познавательной работы. "Мозг доставляет (нам) ощущения слуха, зрения и обоняния, из последних же возникают память и представление (мнение); а из памяти и представления, достигших непоколебимой прочности рождается знание, являющееся таковым в силу этой (прочности)" (7, ч. 1, 207-208). Тем самым и другие психические процессы, возникающие из ощущения, связывались с мозгом, хотя знание об этих процессах в отличие от знания об ощущениях не могло опираться на анатомо-физиологический опыт. Вслед за Алкмеоном Гиппократ также трактовал мозг как орган психики, полагая, что он является большой железой.
Особое значение для развития античной психологии имели труды Аристотеля. Трактат Аристотеля "О душе", пожалуй, можно считать самым первым психологическим произведением. Причем даже спустя почти две с половиной тысячи лет многие поднятые им проблемы остаются актуальными (например, "невозможность созерцания умом без представлений", "подобное познается подобным", "имманентность души и тела" и другие). Ознакомление с данным трактатом невольно вызывает вопрос: действительно ли мы стоим на более высокой ступени познания, чем люди древних цивилизаций, и действительно ли есть принципиальное отличие современной науки от науки античной.
Часто, говоря о высоком уровне современной науки и цивилизации в целом, указывают на достижения естественных и технических наук. Однако философ древнего Китая Конфуций говорил, что познавать - это значит познавать человека, ибо в природе человека сфокусировано все мироздание. Если следовать этому принципу, то значительное преобладание естественных и технических наук над гуманитарными и, особенно, над психологией свидетельствует, скорее, не о цивилизованности, а о дикости нашего общества. Косвенным подтверждением этому являются проблемы, неизвестные древним цивилизациям: наркомания, алкоголизм, массовая преступность, эпидемии самоубийств и многие другие. Можно ли при этом считать, что наша психология и педагогика находятся на более высоком уровне?
С этой точки зрения изучение психологических воззрений Аристотеля как представителя гуманитарной цивилизации представляет особый интерес. Насколько правомерен и плодотворен такой подход, когда исследователь пытается понять душу без энцефалогарфов и компьютеров?
Само слово "психология" в переводе с древнегреческого означает "наука о душе". Таким образом, трактат Аристотеля "О душе" по существу является первым психологическим произведением. Учение о душе занимает в творчестве Аристотеля центральное место, так как душа, с одной стороны, связана с материей, а с другой стороны - с богом. Поэтому психология у Аристотеля является одновременно и частью физики, и частью теологии (метафизики). Но "физическая" часть души и физические сущность - не тождественны. Одушевлено лишь живое.
Знак равенства, проводимый Аристотелем между одушевленностью и жизнью ставит психологию в ее низшей, физической части в один ряд с биологией. Обе науки изучают живое, но по-разному: психология изучает живое с точки зрения движения и целенаправленности, биология же - с точки зрения формальной классификации и материальной природы живых существ. Однако познание души или психологию Аристотель, так же, как и Конфуций, ставит выше других наук: "Признавая познание делом прекрасным и достойным, но ставя одно знание выше другого либо по степени совершенства, либо потому, что оно знание о более возвышенном и удивительном, было бы правильно по той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы".
Вместе с тем, душа, по мнению Аристотеля, является сущностью живого тела, его "энтелехией" (осуществлением). Характеризуя вклад Аристотеля в учение о душе по сравнению с ориентациями древнегреческих материалистов и идеалистов, А.В. Петровский и М.Г. Ярошевский отмечают: "Для обеих ориентации - и на природу, и на культуру - душа выступала как внешняя по отношению к организму реалия, либо вещественная (огонь, воздух и др.), либо бесплотная (средоточие понятий, общезначимых норм и др.). Шла ли речь об атомах (Демокрит) или об идеальных формах (Платон) - предполагалось, что и одно, и другое заносится в организм извне. Аристотель преодолел этот способ мыьчления, открыв новую эпоху в понимании души как предмета психологического знания. Не физические тела и не бестелесные идеи стали для него источником этого знания, а организм, где телесное и духовное образуют нераздельную целостность. Тем самым было покончено и с наивным анимистическим дуализмом, и с изощренным дуализмом Платона. Душа, по Аристотелю, это не самостоятельная сущность, а форма, способ организации живого тела".
В то же время, саму душу Аристотель разделяет на виды и части и вносит в определение души как энтелехии тела принципиальное дополнение: "Итак, душа неотделима от тела; ясно также, что неотделима какая-либо часть ее, если душа по природе имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от тела, так как они не энтелехия какого-либо тела. Кроме того, не ясно, есть ли душа энтелехия тела в том же смысле, в каком корабельник есть энтелехия судна". Это дополнение представляется примечательным, так как корабельник может существовать без судна, но в другом качестве. Далее, рассматривая ум как способность, Аристотель пишет: "Итак, то, что мы называем умом в душе, до того как оно мыслит, не есть что-либо действительное из существующего (я разумею под умом то, чем душа размышляет и судит о чем-то). Поэтому нет разумного основания считать, что ум соединен с телом". И в следующей главе добавляет: "Ведь этот ум не таков, что он иногда мыслит, иногда не мыслит. Только существуя отдельно, он есть то, что он есть, и только это бессмертно и вечно".
Таким образом, природа души, согласно Аристотелю, является двойственной: с одной стороны, душа, как носитель низших способностей, является свойством тела; с другой стороны, душа как носитель ума, является отдельной от тела, вечной и бессмертной.
Психические функции, наряду с биологическими, Аристотель рассматривает как способности души. Главных способностей души - четыре: способность вызывать рост тела (растительная способность), способность ощущать, способность размышлять и способность приводить тело в движение. В соответствии с наличием тех или иных способностей в контексте трактата выделяются три вида души: растительная душа (растительная способность), животная душа (растительная способность, способность ощущать и способность приводить тело в движение) и человеческая душа (все четыре вида способностей).
Причем сам Аристотель не проводит четкого разграничения между способностями, видами и частями души: "Теперь же пусть будет сказано лишь то, что душа есть начало указанных способностей и отличается растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая часть души отделима лишь мысленно или также пространственно - на один из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения.
Говоря в целом, чтобы быть живым, согласно представлениям Аристотеля, достаточно обладать хотя бы одним из таких признаков, как ум, ощущение, движение и покой в пространстве, а также движение в смысле обмена веществ. Так, чтобы быть животным, достаточно чувства осязания. Способность к осязанию - критерий наличия животной души, так же как способность к питанию -растительной. В свою очередь, способность к ощущению (а осязание - его минимум) влечет за собой удовольствие и неудовольствие, приятное и неприятное, а тем самым - желание приятного, аффективную сферу. Кроме того, некоторым живым существам присуща способность к движению в пространстве. Так как способность к ощущению не может быть без растительной способности, то животные обладают не только животной, но и растительной душой. Таковы две низшие, "материальные" души. Вторая выше первой и включает ее в себя. Где есть животная душа, там есть и растительная, но не наоборот. Поэтому животных меньше, чем растений.
Наконец, совсем немного существ обладает способностью рассуждения и размышления: люди и Бог. Люди, обладая способностью к рассуждению и мышлению, обладают как растительной, так и животной душой. Бог обладает лишь разумной душой. Человек одновременно - и растение, и животное. Бог - только Бог.
По мнению А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского в концепции души, разработанной Аристотелем, просматриваются принципы современного системно-функционального подхода: "Трактуя организм как систему, Аристотель выделял в ней различные уровни способностей к деятельности. Понятие о способности, введенное Аристотелем, было важным новшеством, навсегда вошедшим в основной фонд психологических знаний. Оно разделяло возможности организма (заложенные в нем психологические ресурсы) и их реализацию на деле.
При этом намечалась схема иерархии способностей как функций души: а) вегетативная (имеется и у растений); б) чувственно-двигательная (у животных и у человека); в) разумная (присущая только человеку). Функции души становились уровнями ее развития".
Рассматривая способность к ощущению, Аристотель выделяет пять внешних чувств и подробно анализирует их функционирование. Деятельность органов чувств служит у него, в отличие от других философов, основой для анализа более сложных познавательных процессов. В частности, Аристотель первым пришел к анализу представлений как результата деятельности органов чувств. М.Г. Ярошевский характеризует это следующим образом: "Область представления (по аристотелевской терминологии - "фантазии") была открыта как объект научного исследования Аристотелем. Если до него в познавательном процессе различались две формы - ощущение и мышление, то Аристотель показал, что этими формами не исчерпывается работа познавательного механизма. Важная роль в нем принадлежит представлениям. Аристотель не только выделил представление объектов как специфический уровень познавательной активности. Он разработал гипотезу о том, что представления соединяются по правилам, названным через много веков законами ассоциации (связи представлений по смежности, сходству и контрасту). Тем самым он стал родоначальником одной из самых могучих психологических теорий - ассоциативной".
Таким образом, Аристотель впервые в истории науки предложил концепцию строения психики и дал развернутый анализ психических процессов. Как подчеркивал Б.Н. Теплов: "У Аристотеля, величайшего энциклопедиста античной Греции, "наука о душе" выступает как область знаний, значительно более отчетливо очерченная и систематизированная, чем многие другие, впоследствии далеко обогнавшие психологию как самостоятельные науки".
Рассматривая виды души, Аристотель подчеркивает принципиальное различие между разумной душой человека и душами животных и растений. Причем эти различия столь велики, что пронизывают не только учение о душе, но и все остальные концепции Аристотеля, реализуясь в его принципе всеобщего антропоморфизма. Именно антропоморфизм послужил одной из главных причин критики учения Аристотеля со стороны многих психологов 20-го века, особенно стоящих на позициях позитивизма. Курт Левин писал по этому поводу: "Если кто-нибудь спрашивает, что является наиболее характерным отличием "современной", постгалилеевской и аристотелевской физикой, то он, как правило, получает следующий ответ, который оказал огромное влияние на научные идеалы психолога: физические теории Аристотеля были антропоморфическими и неточными". Таким образом, антропоморфизм Аристотеля рассматривается как символ необъективности и неточности. В то же время другие психологи, особенно в рамках гуманистической, персонологической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.), рассматривают антропоморфизм вслед за Аристотелем и Конфуцием как высший уровень объективности, ибо "человек есть мера всему".
Выделяя разум как главное отличие человеческой души, Аристотель раз-1раничивает разум страдательный, испытывающий действие умопостигаемых предметов, и разум деятельностный, уподобляющийся им. Если при уподоблении ощущающего органа ощущаемому объекту последний не терял независимого бытия, то непременным условием уподобления мысли своему предмету становилась их идентификация. За пределами взаимодействия одушевленного тела с внешним миром ум обретал собственные надприродные объекты - вечные категории и истины, постигаемые в деятельном состоянии. По мнению Аристотеля, ум является особым видом души, принципиально отличным от растительной и животной души: "Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего".
Таким образом, иерархия форм познавательной деятельности завершалась в концепции Аристотеля "верховным разумом", который "мыслит самое божественное и самое достойное, т.е. направлен сам на себя и неподвержен изменениям. Это чистая форма и вместе с тем цель всеобщего развития. Так возник догмат о "божественном разуме", извне входящем в психофизиологическую организацию человека.
Особенно интересен, на наш взгляд, анализ мотивационной сферы. Уже тогда Аристотель не только описал борьбу мотивов, но и охарактеризовал роль временного фактора мотивации: "... так как бывают противоположные друг другу стремления, а это случается, когда разум противостоит желаниям, происходит же это у тех, кто обладает чувством времени (ведь ум велит воздерживаться в виду будущего, желания же побуждают к осуществлению тот час же, ибо удовольствие, получаемое сразу же, кажется и безусловным удовольствием и безусловным благом оттого, что не принимают во внимание будущее)".
Таким образом, в учении Аристотеля о душе мы видим не только анализ познавательных психических процессов, но так же и присущее человеческой психике столкновение между сознательно поставленными целями и желаниями, возникающими в результате актуализации потребностей.
Учение Аристотеля о психике (душе) сыграло огромную роль, как в становлении самой психологии, так и в определении ее места среди других наук. Аристотель не только опирался на учения Сократа и Платона, но смог использовать также весь опыт античного естествознания. Активность разумной души выступает не как уникальное, ни с чем не сопоставимое явление, а как частный случай общей активности живого. Принцип перехода возможности в действительность имеет одинаковую силу как для постигающего высшие формы вещей разума, так и для обмена веществ в растениях.
Как отмечает М.Г. Ярошевский: "Связанное с именем Аристотеля понимание природы психического получило резонанс в веках. Оно и сегодня сказывается в представлениях о способностях, психических функциях и актах".
Вместе с тем, наследие Аристотеля, на наш взгляд, не потеряло своей актуальности и сегодня. Затронутые им проблемы соотношения познавательной и эмоционально-волевой сфер, соотношения мотивации и целеполагания до сих пор остаются предметом научных дискуссий. До конца не реализованы заложенные им принципы системно-структурного подхода к психике. До сих пор остаются за рамками психологии проблемы соотношения сознательного и сверхсознательного. Таким образом, дальнейший анализ психологического наследия Аристотеля представляется актуальным и сегодня.
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.