Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
Автор – составитель
Бородкин В.И., доцент кафедры педагогики и психологии БГЭУ,
кандидат психологических наук
Минск 2010
ПРОГРАММА КУРСА
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ КУРСА
Курс "История психологии" является той частью учебного материала по специальности "Психология предпринимательской деятельности", которая позволяет дать студенту необходимый научный кругозор и ориентацию в движении психологической мысли. В современной психологии многие научные школы в той или иной мере претендует на истину в конечной инстанции, на единственно правильное развитие психологического знания. При таком подходе представители одних школ психологии могут не ориентироваться (и не всегда хотят ориентироваться) в достижениях других школ, что ведет к развитию дилетантизма.
Ситуация осложняется тем, что на постсоветском пространстве развитие психологии, освобожденное от оков бюрократической системы, приобрело чрезвычайно интенсивный, можно сказать, взрывной характер. По количественным показателям подготовка психологов возросла в десятки и сотни раз. В психологию пришло немало людей, не прошедших специальной профессиональной подготовки, освоившие лишь отдельные психологические методики и ориентирующиеся лишь в некоторых направлениях психологии. В таких условиях изучение истории психологии, логики и закономерностей ее развития, возникновения главных психологических школ и направлений становится важным условием развития профессионализма, позволяет будущему специалисту сформировать современный аналитический взгляд на состояние психологии в целом, ознакомится с панорамой современных психологических методов и методик и научится осознанно выбирать и применять те из них, которые наиболее адекватны практическим задачам, возникающим в его профессиональной деятельности.
В связи с этим, помимо общепринятых дидактических принципов научности, наглядности, сознательности, активности, последовательности, доступности, связи с практикой, при построении курса истории психологии мы руководствовались принципами системно-структурного и функционального подхода, парадигмального развития научного знания, социально-культурной детерминации.
Принцип системно-структурного подхода позволяет рассмотреть возникновение различных психологических концепций как элементов единой системы научного знания, науки как формы общественного сознания, а также выделить внутри самой психологии такие концепции, которые стали системообразующими и вокруг которых формировались наиболее известные научные школы психологии. Этот принцип позволяет отказаться от характерной для ряда учебных пособий и монографий по истории психологии рядоположенности и хронологического перечисления бесконечных рядов фамилий психологов и тем их исследований. Такое перечисление мало, что говорит студентам и допускает лишь механическое заучивание при значительных тратах времени и малой информативности.
Принцип системно-структурного подхода дает своего рода ключи к пониманию основных психологических концепций, закономерностей их возникновения, объяснительного потенциала и значения для теории и практики. Зная главные тенденции развития той или иной психологической школы и тематику исследований того или иного психолога, студент может самостоятельно определить его роль и место в развитии психологической мысли, его возможные достижения и трудности, прогрессивность его взглядов и перспективность его идей.
Принцип системно-структурного подхода в анализе развития психологического знания неизбежно приводит к понятию научной парадигмы и ее роли в развитии науки. Характеристика основных психологических парадигм, история их борьбы и смены позволяет студенту понять внутреннюю логику развития психологического знания. Усвоение понятий позитивистской, когнитивной, психоаналитической и других парадигм психологии формирует у студента профессиональный кругозор и профессиональный подход к анализу основных фактов истории психологии.
Вместе с тем, развитие любой науки, включая и психологию, определяется не только внутренней логикой, но и уровнем общественного сознания в ту или иную эпоху, его социально-культурным содержанием. Принципиально важным является рассмотрение роли в истории психологии таких социальных явлений, как социальные революции, режимы власти, социальные структуры общества, распространение тех или иных религий и идеологий, а также динамика других форм общественного сознания. Для имеющихся пособий и монографий по истории психологии характерна ограниченность рассмотрения развития психологической мысли рамками европейской цивилизации, в то время как в самих европейских странах, в том числе в Беларуси, находят самое широкое распространение психологические концепции, связанные с восточными философскими и религиозными школами и учениями. Эти концепции оказали существенное влияние как на возникновение ряда психологических школ и методов (психоанализ 3. Фрейда, аутотренинг И.Г. Шульца, психология личности А. Маслоу и ряда других), так и на практическое использование психологических методов. Принцип социально-культурной детерминации логически приводит к преодолению данной ограниченности.
Таким образом, рассматриваемые принципы позволяют оптимально структурировать учебный материал и создают необходимую методологическую базу процесса обучения.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
№ п/п
| Название темы
| Количество часов
| |
Лекции
| Семинары
| ||
1.
| Введение в историю психологии
| 2
|
|
Раздел I. Развитие психологических знаний в пред-психологии
|
|
| |
2.
| Развитие психологии в восточных учениях
| 4
| 4
|
3.
| Античная психология
| 6
| 6
|
4.
| Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
| 4
| 2
|
5.
| Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
| 6
| 6
|
Раздел II. История западноевропейской психологии
|
|
| |
6.
| Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт-основоположники экспериментальной психологии
| 4
| 4
|
7.
| Идеи позитивизма и их влияние на психологию
| 4
| 2
|
8.
| 3. Фрейд и возникновение психоанализа
| 6
| 6
|
9.
| Роль Д.Б. Уотсона и его последователей в формировании бихевиоризма
| 6
| 6
|
10.
| Франкфуртская школа гештальтпсихологии и развитие ее идей в современной психологии
| 4
| 2
|
11.
| Теория ролевого поведения Д. Мида и развитие социальной психологии
| 6
| 6
|
12.
| Концепция развития Ж. Пиаже
| 4
| 2
|
13.
| Экзистенциально-гуманистическая психология
| 6
| 6
|
Раздел III. История отечественной психологии
|
|
| |
14.
| Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах И.М. Сеченова, И.П. Павлова, В.М. Бехтерева. Психофизиологическая школа Теплова-Небылицина | 6
| 4
|
15.
| Культурно-историческая концепция психики Л.С. Выготского
| 4
| 4
|
16.
| Развитие деятелъностного подхода в исследованиях С.Л. Рубинштейна, Б.Г. Ананьева и А.Н. Леонтьева
| 4
| 4
|
17.
| Идея индивидуального стиля деятельности В.С. Мерлина и Е.А. Климова
| 2
| 2
|
18.
| Развитие педагогической психологии как главного направления в советской психологии
| 6
| 6
|
19.
| Новые горизонты психологии в свете идей В. И. Вернадского, А.Л. Чижевского, В.П. Казначеева
| 2
| 2
|
20.
| Развитие психологической мысли в Белоруссии
| 4
| 4
|
| ВСЕГО
| 90
| 80
|
- Кафедра педагогики и психологии история психологии Учебно-методическое пособие
- Тема 1. Введение в историю психологии
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как самостоятельной науки
- Тема 6. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 7. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. РольД.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гештальтпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л. С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях сл. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Раздел I. Развитие психологических знаний в предпсихологии
- Тема 2. Развитие психологии в восточных учениях
- Тема 3. Античная психология
- Тема 4. Развитие психологических знаний в средние века и в новое время
- Тема 5. Формирование естественнонаучных предпосылок психологии как
- Тема 6. Френсис Гальтон и Вильгельм Вундт - основоположники экспериментальной психологии
- Тема 7. Идеи позитивизма и их влияние на психологию
- Тема 8. 3. Фрейд и возникновение психоанализа
- Тема 9. Роль д.Б. Уотсона в формировании бихевиоризма
- Тема 10. Франкфуртская школа гешталътпсихологии
- Тема 11. Теория ролевого поведения д. Мида и развитие социальной психологии
- Тема 12. Концепция развития ж. Пиаже
- Тема 13. Экзистенциально-гуманистическая психология
- Раздел III. История отечественной психологии
- Тема 14. Учение о рефлексах и высшей нервной деятельности в трудах
- Тема 15. Культурно-историческая концепция психики л.С. Выготского
- Тема 16. Развитие деятельностного подхода в исследованиях с.Л. Рубинштейна, а.Н. Леонтьева и б.Г. Ананьева
- Тема 17. Идея индивидуального стиля деятельности в.С. Мерлина и е.А. Климова
- Тема 18. Развитие педагогической психологии как главного направления советской психологии
- Тема 19. Новые горизонты психологии в свете идей в.И. Вернадского, ал. Чижевского, в.П. Казначеева
- Тема 20.