Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
Понятие о темпераменте. Развитие учений о темпераменте. Свойства темперамента. Темперамент и основные свойства нервной системы человека. Психологическая характеристика темперамента, проявление его основных свойств: активности, темпа, продуктивности, возбудимости, тормозимости, переключаемости – применительно к познавательным процессам, предметной деятельности и общению человека. Типы темпераментов. Теория типов нервной системы И.П. Павлова. Сила, уравновешенность, подвижность нервных процессов возбуждения торможения как основа темперамента. Холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический типы темперамента. Темп реакции, эмоциональная возбудимость, экстра - интроверсия, активность - реактивность, продуктивность как свойства темперамента. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности. Темперамент и общение.
Конституциональные типологии темперамента Э. Кречмера и У. Шелдона. Факторные теории темперамента. Шкала темпераментов Л. Терстоуна.
Связь и различия темперамента и индивидуального стиля деятельности. Связь темперамента с основными свойствами личности. Темперамент, впечатлительность, эмоциональность, импульсивность и тревожность человека. Темперамент и поступки. Темперамент и характер. Темперамент и способности человека.
Психология характера. Соотношение понятий личность и характер, темперамент и характер. Формирование характера в онтогенезе. Структура характера. Акцентуации характера как чрезмерная выраженность отдельных черт характера. Типы акцентуаций по К. Леонгарду: гипертимный, дистимный, циклотимный, тревожный, педантичный, возбудимый, эмотивный, застревающий, демонстративный, эффективно-экзальтированный.
Семинарское занятие: Психология темперамента и характера.
Примерные темы рефератов:
1. Темперамент как биологический фундамент формирования личности.
2. Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
3. Классификация типов характера по Э. Фромму и по К. Юнгу.
4. Типология характера К. Леонгарда и клинико-психологическая типология характера А.Е. Личко
Практическое занятие: Психология темперамента и характера.
Самостоятельная работа. Конституциональные типологии темперамента Э. Кречмера и У. Шелдона. Факторные теории темперамента. Шкала темпераментов Л. Терстоуна. Связь темперамента с основными свойствами личности.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 20, 22, 24, 26, 29, 30, 32, 33, 34, 37, 40, 42, 43, 44].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение