Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
О соотношение понятий: обучение - развитие - воспитание - социализация - адаптация. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе: недостаточная активность учащихся, объяснительно-иллюстративный характер обучения, перегрузка произвольной памяти и недогрузка мышления и творчества учащихся, низкая управляемость процесса и результата, ориентировка на "среднего" ученика и проблема "одаренных" детей, психологические последствия социальной нестабильности в России, проблема психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности, психологическое обеспечение образовательного процесса, личностно ориентированная педагогика и гуманистическая психология, психолого-педагогические вопросы изменения сроков и времени обучения в школе, психологические проблемы профессиональной ориентации, проблемы воспитания в современной Российской школе.
Семинарское занятие: Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
Примерные темы рефератов:
1. Актуальные проблемы организации учебно-воспитательного процесса в современной школе.
2. Проблема психологической готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности
3. Проблемы воспитания в современной Российской школе
Самостоятельная работа. Психологическая готовность учителя к профессионально-педагогической деятельности, психологическое обеспечение образовательного процесса, психологические проблемы профессиональной ориентации, проблемы воспитания в современной Российской школе.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 37, 40, 42, 43, 44].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение