Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
Память как высшая психическая функция. Общее представление о памяти. Основные факты и закономерности психологии памяти. Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание. Виды памяти и процессы памяти: образная, словесно-логическая, двигательная, эмоциональная, произвольная и непроизвольная, кратковременная, оперативная и долговременная, механическая и логическая. Особенности кратковременной памяти, ее механизмы и связь с сознанием. Акустическое перекодирование информации в кратковременной памяти. Связь кратковременной памяти с долговременной, механизмы долговременной и кратковременной памяти. Явление перекодирования материала при его переводе в долговременную память. Связь долговременной памяти с мышлением и речью. Смысловая организация долговременной памяти.
Принципы организации памяти. Теории памяти. Понятие ассоциации, ее виды: по смыслу, по смежности, сходству и контрасту. Ассоциативная теория памяти. Гештальттеория памяти. Теория и механизмы забывания по З. Фрейду. Деятельностная теория памяти: концепция Л.С. Выготского - А.Н. Леонтьева. Исследование памяти в когнитивной психологии. Физиологические механизмы памяти. Нейронная теория. Молекулярная теория памяти. Роль РНК в работе и функционировании долговременной памяти.
Индивидуальные особенности памяти. Индивидуальные различия в объеме кратковременной памяти. Зрительная и эйдетическая память. Связь эйдетической памяти с воображением и ее значение для художественно-творческой деятельности. Слуховая память и сфера ее профессионального применения. Логическая память. Аномалии памяти. Нарушения памяти при заболеваниях. Связь этих нарушений с изменениями личности больного. Эффект Зейгарник и его объяснение.
Память и научение. Развитие и тренировка памяти. Связь памяти и внимания. Память и деятельность. Совершенствование запоминания. Роль интереса и эмоций в процессах запоминания и воспроизведения материала. Совершенствование запоминания. Закономерности запоминания по Г. Эббингаузу. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Значение установки на запоминание для продуктивности запоминания. Зависимость запоминания от активности работы с материалом. Условия успешного воспроизведения. Подбор и использование средств-стимулов для припоминания. Значение структурирования материала для его запоминания. Отрицательная роль интерференции при запоминании. Использование воображения, образного восприятия и мышления для лучшего запоминания. Формирование мнемических действий и их значение для совершенствования памяти. Забывание и борьба с ним. Явление реминисценции. Роль повторений в запоминании.
Мнемические свойства личности. Общий уровень развития памяти, уровень развития отдельных видов памяти, соотношение запоминания и сохранения информации, объем, точность, мобилизационная готовность памяти, уверенность в правильности воспроизведения. Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.
Семинарское занятие: Психология памяти.
Примерные темы рефератов:
Виды и теории памяти.
Индивидуальные особенности памяти, мнемические свойства личности.
Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.
Память и научение.
Практическое занятие: Психология памяти.
Самостоятельная работа. Связь кратковременной памяти с долговременной, механизмы долговременной и кратковременной памяти. Принципы организации памяти. Теории памяти. Закономерности запоминания по Г. Эббингаузу. Концепция развития памяти П. П. Блонского. Теория культурно-исторического развития памяти Л.С. Выготского. Мнемические свойства личности. Способы управления памятью.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 7, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 24], дополнительная: [1, 2, 5, 9, 10, 15, 16, 20, 22, 27, 30, 33, 39, 40, 43, 44, 48].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение