Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
Общее представление о внимании; виды и свойства внимания; внимание и сознание. Внимание как направленность и сосредоточенность сознания на каком-либо объекте. Функции внимания (вычленение для анализа части среды, активизация сознания, обеспечение избирательности познавательных процессов). Физиологические механизмы внимания. Распределение и взаимодействие возбуждения и торможения в коре головного мозга (концепция И.П. Павлова). Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Внимание и состояние бодрствования мозга (назначение ретикулярной формации). Внимание и врожденный ориентировочный рефлекс. Внимание и лобные доли головного мозга.
Направленность (внешняя или внутренняя), степень (интенсивность) и объем внимания. Классификация видов внимания: непроизвольное, произвольное, послепроизвольное, природное и социально обусловленное, чувственное и интеллектуальное. Ограниченность объема внимания, активность, предметность, устойчивость, концентрация, распределение и переключаемость как основные свойства внимания. Психологические теории внимания. Исследование внимания в когнитивной психологии. Экспериментальные исследования внимания. Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (концепция П.Я. Гальперина). Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека (теория внимания Т. Рибо). Речь и внимание.
Индивидуальные особенности внимания. Внимание и внимательность, внимание и интерес. Этапы развития внимания (концепция Л.С. Выготского). Причины неустойчивости внимания. Рассеянность, ее виды, способы борьбы с ней. Беспечность (первичная и вторичная). Способы поддержания устойчивого внимания.
Практическое занятие: Психология внимания.
Самостоятельная работа. Понятие доминанты и ее роль во внимании (концепция А.А. Ухтомского). Внимание как важная сторона ориентировочно-исследовательской деятельности (концепция П.Я. Гальперина). Связь внимания с аффективным состоянием и волей человека (теория внимания Т. Рибо). Индивидуальные особенности внимания. Способы поддержания устойчивого внимания.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 7, 12, 13, 14, 17, 19, 20, 21, 22, 24], дополнительная: [1, 2, 10, 15, 16, 20, 22, 27, 30, 33, 40, 43, 44, 48].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение