Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
Философские основы психологии, возникновение психологических знаний.
Психология в средневековый период и в эпоху Возрождения.
Психология Нового времени.
Развитие психологии в XYIII - XIX веках.
Развитие психологии внутри естествознания.
Оформление психологии как экспериментальной и самостоятельной науки.
История возникновения и развития основных отраслей психологии
Бихевиоризм и необихевиоризм.
Гештальтпсихология.
Фрейдизм и неофрейдизм.
Гуманистическая психология.
Концепция единства сознания и деятельности С.Л.Рубинштейна и культурно-историческая теория Л.С. Выготского.
Возрождение и развитие психологической науки в 60-70-е гг. ХХ. века.
Когнитивная психология.
Экзистенционально-гуманистическая психология.
Ролевые концепции личности в зарубежной психологии.
Соотношение психических явлений с работой мозга.
Взаимодействие двух сигнальных систем в структуре психической регуляции.
Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.
Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского.
Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.
Механизмы формирования поведенческого акта.
Регуляция произвольных движений.
Психология ощущений (психофизика). Пороги ощущений и чувствительность анализаторов, развитие ощущений.
Психология восприятия, его виды, развитие процесса восприятия.
Психология внимания, его функции, классификация видов, индивидуальные особенности и этапы развития внимания.
Рассеянность, ее виды, способы борьбы с ней. Способы поддержания устойчивого внимания.
Психология памяти, процессы, виды и теории памяти.
Индивидуальные особенности памяти, мнемические свойства личности.
Основные направления и этапы развития памяти. Способы управления памятью.
Представление как вторичный обобщенный образ, звено перехода от конкретного к абстрактному, от ощущения к мышлению.
Виды представлений.
Мышление как обобщение и опосредованное познание объективное реальности.
Виды, процессы и формы мышления.
Творческое мышление, его определение и признаки. Интуиция как вид творческого мышления.
Воображение как психический процесс. Виды воображения.
Воображение и фантазия. Мечта как особый вид воображения.
Сновидения как особый вид воображения.
Воображение и творчество. Особенности художественного воображения.
Признаки научно-технического воображения.
Способы исследования воображения. Развитие воображения.
Возрастные особенности проявления различных видов воображения.
Теории мышления, их типы.
Методы изучения мышления.
Концепции интеллекта.
Концепции компетентности.
Теории компетентности и приобретение компетентности.
Природа интеллекта. Теории интеллекта.
Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности.
Особенности практического интеллекта: его природа и развитие.
Академический и практический интеллект: сравнительный аспект.
Социальный интеллект и эмоциональный интеллект.
Всесторонняя структура способностей.
Возрастная динамика интеллекта.
Основные свойства человеческого языка.
Механизмы усвоения речи.
Язык и мышление.
Мышление и речь.
Типы теорий личности: психодинамические, социодинамические, интеракционистские.
Современные теории личности: сравнительная характеристика.
Основные исторические периоды в изучении личности: философско-литературный, клинический и экспериментальный
Психоанализ и связанные с ним направления в теории личности.
Бихевиористские теории личности.
Современные зарубежные психологические теории личности.
Гуманистическое и феноменологическое направление в теории личности.
Когнитивное и социально-когнитивное направление в теории личности.
Типы высшей нервной деятельности и типы темперамента.
Темперамент как биологический фундамент формирования личности.
Темперамент и индивидуальный стиль деятельности.
Классификация типов характера по Э. Фромму и по К. Юнгу.
Типология характера К. Леонгарда и клинико-психологическая типология характера А.Е. Личко
Направленность личности, се структура.
Потребности. Виды потребностей.
Мотивы, мотивация, цели, интересы, их психологическая характеристика.
Основные параметры оценки мотивационной сферы человека.
Иерархия форм направленности личности.
Ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки в формировании мотивационной структуры и направленности личности.
Психологические теории мотивации.
Способы воздействия на мотивационную сферу личности с целью ее преобразования.
Активность и направленность личности.
Профессиональная направленность и тип личности.
Профессионально-важные качества личности (ПВК) по В.Д.Шадрикову.
Понятие профессиональной деформации.
Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций.
Эмоция как психофизиологический феномен.
Чувства как сложное психологическое явление. Отличие эмоций от ощущений и чувств.
Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения человека.
Индивидуальные различия эмоциональной жизни.
Воля как высший уровень психической (само)регуляции и (само)управления поведением и деятельностью.
Природа и структура волевого действия.
Воля как психический процесс. Функции воли.
Классификация волевых черт характера и волевых качеств личности.
Базовые и вторичные волевые личностные качества.
Современное состояние психологических исследований воли.
Эмоционально-волевая устойчивость: определение, методы оценки и формирования.
Способности и направленность личности. Типология способностей.
Задатки как природные предпосылки развития способностей.
Адаптация человека и функциональное состояние организма.
Психическое состояние, типы и структура.
Утомление, монотония и психическое напряжение.
Состояние психической напряженности и теория общего адаптационного синдрома (Г. Селье).
Тревожность как психическое состояние и как свойство личности.
Фрустрация как форма стресса. Способы изучения фрустрационной устойчивости личности.
Формы психологических защит личности, их достоинства и недостатки.
Психофизиология сна, его значение и фазы.
Медитация, гипноз как внушенные состояния.
Психологическая устойчивость.
Половые различия и гендерные роли.
Невротическое развитие личности.
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение