Примерный перечень вопросов к зачету
Объект, предмет и цели психологии.
Задачи основные разделы современной психологии.
Классификации методов психологии.
Бихевиоризм и необихевиоризм.
Гештальтпсихология.
Фрейдизм и неофрейдизм.
Гуманистическая психология.
Новые направления в современной психологии.
Общее строение нервной системы человека.
Представительство основных психических процессов и состояний человека в коре головного мозга.
Развитие психики в процессе онтогенеза. ,
Концепция Леонтьева – Фабри.
Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского.
Функциональная асимметрия мозга (латерализация функций).
Классификация ощущений. Физиологические основы ощущений.
Пороги ощущений и чувствительность анализаторов.
Общее представление и понятие о восприятии.
Общее представление о внимании; виды, свойства и функции внимания.
Внимание и внимательность, внимание и интерес.
Общее представление о памяти. Основные закономерности психологии памяти.
Процессы памяти: запоминание, сохранение, воспроизведение, узнавание и забывание.
Особенности кратковременной памяти, ее механизмы и связь с сознанием.
Механизмы долговременной и промежуточной памяти.
Память и научение. Развитие и тренировка памяти.
Виды представлений по происхождению, отличие представлений от восприятий, свойства представлений.
Понятие и виды воображения, его основные отличия от образов памяти и воспитания.
Функции воображения, его развитие.
Мышление как деятельность. Определение и виды мышления.
Мыслительные операции, формы мышления.
Мышление и интеллект, структура интеллекта. Концепции интеллекта.
Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, вербальное и невербальное общение.
Механизмы порождения и понимания речи; психосемантика.
Темперамент и основные свойства нервной системы человека.
Связь темперамента с основными свойствами личности.
Темперамент и способности человека.
Соотношение понятий личность и характер, темперамент и характер.
Направленность личности, се структура.
Потребности. Виды потребностей. Классификация потребностей человека по А. Маслоу.
Мотивы, цели и интересы, их психологическая характеристика.
Иерархия форм направленности личности: влечение, желание, намерение, интерес, склонность.
Ценностные ориентации, мировоззрение, убеждения, идеалы, установки в формировании мотивационной структуры и направленности личности.
Профессиональная направленность и тип личности.
Профессионально-важные качества личности.
Профессиональные роли и стереотипы поведения.
Понятие профессиональной деформации.
Отличие эмоций от ощущений и чувств.
Эмоциональные состояния.
Классификация видов эмоций и функции эмоций.
Связь эмоций и потребностей человека.
Чувства как мотивы и черты личности.
Воля и волевые процессы. Функции воли.
Природа и структура волевого действия.
Воля, сознание и речь. Воля как психический процесс.
Мотивация и воля. Процесс принятия и исполнения волевого решения.
Классификация волевых черт характера и волевых качеств личности.
Деятельность как проявление и средство формирования направленности.
Навыки, умения и привычки в структуре деятельности и личности.
Внешняя и внутренняя (психическая) деятельность.
Разница между способностями, опытом личности, знаниями, умениями навыками.
Способности как особенности личности, определяющие успешность осуществления деятельности.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей.
Взаимосвязь способностей и характера, склонностей, направленности личности.
Способности и профессиональная ориентация личности.
Самосознание как составляющая психического облика личности.
Проблемы и виды психологической защиты личности.
Адаптация человека и функциональное состояние организма.
Влияние психического состояния на успешность деятельности.
Фрустрация как форма стресса. Типичные реакции на фрустрирующую ситуацию.
Психологическая устойчивость: определение, критерии, методы оценки и формирования психологической устойчивости.
Возрастная психология в системе психологической науки.
Методологические основы организации психологического исследования в возрастной психологии.
Теоретические концепции возрастного развития в отечественной и зарубежной психологии.
Роль и значение кризисов в психическом развитии ребенка.
Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте.
Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
Основные закономерности развития подростка.
Психологические особенности в юношеском возрасте.
Периодизации психического развития взрослого человека. Возрастные кризисы зрелого человека.
Профессиональный цикл взрослого человека.
Семья как важный контекст развития взрослых. Семейный цикл.
Индивидуальные и половые различия в психологическом развитии на этапе взрослости.
Периодизация позднего возраста. Основные положения современной геронтологии.
Биологическое, социальное и психологическое старение. Негативные стереотипы старости.
Выход на пенсию как критический этап жизни человека.
Психологические изменения в личности и деятельности человека позднего возраста.
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение