Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
Мышление как обобщение и опосредованное познание объективной реальности. Мышление как процесс активного, творческого познания и преобразования действительности. Мышление как деятельность. Виды мышления: теоретическое и практическое, наглядно действенное и наглядно-образное, образное и понятийное. Процесс мышления. Мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, классификация. Формы мышления. Предмет и методы исследования в психологии мышления. Изучение мышления как познавательного процесса; индивидуально-личностная детерминация мышления; исследования мышления с позиций деятельностного подхода. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Теории мышления. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия.
Взгляды на мышление в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Деятельностная теория мышления (А.Н. Леонтьев, Н.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, О.К. Тихомирова). Интеллект как способность к мышлению. Концепция детского интеллекта и этапов его становления (по Ж. Пиаже). Стадии сенсомоторного интеллекта, дооперационального мышления, конкретных и формальных операций. Теория поэтапного развития умственных действий П.Я. Гальперина. Исследование развития понятий (концепция Л.С. Выготского).
Мышление и интеллект, структура интеллекта. Концепции интеллекта. Теории компетентности и приобретение компетентности. Теории интеллекта: имплицитные и эксплицитные. Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности. Генетические и средовые факторы интеллектуального развития. Исследования генетического компонента интеллекта. Модели интеллекта Спирмена, Терстоуна и Стернберга, кристаллизованный и текучий интеллект. Коэффициент интеллекта. Прогнозирование повседневной деятельности по IQ. Особенность практического интеллекта: его природа и развитие. Академический и практический интеллект: сравнительный аспект. Роль контекста, содержание и стратегии решения практических проблем. Интерпретация проблем. Прототипические формы развивающегося практического интеллекта. Практический интеллект в служебной деятельности: рациональные подходы к менеджменту, решение нелинейных задач, рефлексия во время действий. Подходы к изучению практического интеллекта. Социальный интеллект: когнитивно-вербальные способы оценки социального интеллекта, поведенческие подходы, невербальные подходы. Эмоциональный интеллект.
Речь и речевая деятельность, язык и речь, виды речи, вербальное и невербальное общение. Основные свойства человеческого языка. Основные единицы языка. Фонемы, понимание незнакомой речи, соединение фонем. Морфемы и слова. Значения слов. Референтная теория. Определительная теория. Теория прототипов. Теория, объединяющая определительный и прототипический подходы. Объединение слов в осмысленные предложения. Фразовая структура. Сложные предложения и скрытые структуры. Смысловые соотношения между предложениями.
Мышление и речь. Значение слова как единицы мышления и речи. Механизмы порождения и понимания речи; психосемантика. Определение и функции понятия. Понимание. Аппарат для анализа предложений. Простейший порядок предложения. Функциональные слова, сигнализирующие о границе суждений. Общее понятие об общении и его компонентах (перцептивном, коммуникативном, интеракционном). Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения. Понятие о коммуникативной компетентности личности (Л.А. Петровская), о продуктивном общении (А.А. Бодалев). Проблема типологии общения. Общение и деятельность.
Семинарское занятие: Мышление, речь и общение.
Примерные темы рефератов:
1. Язык и мышление. Вербальные и невербальные способы существования мысли.
2. Основные виды и структура общения. Личностная обусловленность общения.
3. Понятие о коммуникативной компетентности личности (Л.А. Петровская), о продуктивном общении (А.А. Бодалев).
Практическое занятие: Мышление и интеллект.
Самостоятельная работа. Фило-, социо- и онтогенез мышления. Теории мышления. Мышление как созерцание, решение задач и рефлексия. Взгляды на мышление в бихевиоризме и гештальтпсихологии. Структура и концепции интеллекта. Качества интеллекта и интеллектуальный потенциал личности. Возрастная динамика интеллекта. Основные свойства человеческого языка. Механизмы порождения и понимания речи; психосемантика. Особенности начального периода развития мышления и речи в онтогенезе. Научение языку у людей с нарушениями сенсорики. Различия в способностях к научению языку.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 12, 13, 14, 16, 17, 20, 21, 22, 24], дополнительная: [1, 2, 5, 9, 10, 16, 20, 22, 27, 30, 33, 40, 41, 43, 44, 48, 58].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение