Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения обязательного минимума содержания дисциплины «Психология», а также самостоятельной работы слушатели должны быть готовы решать практические педагогические задачи, непременно используя психологические знания, полученные в ходе изучения психологии. Для этого они должны:
знать:
основные категории и понятия научной психологии;
основные направления, подходы, теории в психологии и современные тенденции развития психологических концепций;
основные закономерности развития человека на разных этапах жизненного пути, психологические новообразования каждого возрастного периода, виды ведущей деятельности, особенности их становления, развития и смены в онтогенезе;
закономерности общения и взаимодействия людей, характеристики больших и малых групп, особенности личности и ее деятельности в результате включения в социальные группы;
психологическую сущность и структуру процесса учения и воспитания;
психологическую сущность, специфику и основные компоненты педагогической деятельности.
уметь:
применять психологические методы (эксперимент, наблюдение, беседа, анализ продуктов деятельности, некоторые тесты) и интерпретировать результаты в исследовательских целях;
выявлять и учитывать особенности деятельности и психического развития ребенка;
осуществлять процесс обучения и воспитания учащихся так, чтобы он способствовал их когнитивному и личностному развитию;
учитывать в своей профессиональной деятельности социально-психологические особенности взаимодействия и общения внутри учебного коллектива и управлять динамикой групповых процессов;
осуществлять контакт с родителями учащихся и оказывать им, при необходимости, помощь в деле семейного воспитания;
анализировать собственную деятельность, межличностные отношения в педагогическом коллективе и личностные особенности с целью их совершенствования
иметь представление:
об индивидуальных особенностях человека, эмоционально-волевой регуляции его поведения, мотивационной сфере, самосознании, познавательных процессах и личностном росте в целом.
об основных концепциях психологии обучения, направлениях воспитания и факторах, способствующих саморазвитию и самовоспитанию;
владеть:
понятийно-категориальным аппаратом психологии, инструментарием психолого-педагогического анализа;
элементарными навыками анализа учебно-воспитательных ситуаций, определения и решения психолого-педагогических задач;
современными образовательными и психологическими технологиями, способами организации учебно-познавательной деятельности.
Усвоение содержания данной программы организуется с преобладанием форм и методов контекстного обучения, моделирующих предметно-технологическое и социальное содержание профессиональных, учебных и жизненных ситуаций: проблемных лекций, практических аудиторных занятий и внеаудиторной самостоятельной работы слушателей, анализа ситуационных задач и др.
На изучение дисциплины обучения отводится 370 часов. По очной форме обучения предусматривается 186 часов аудиторных занятий и 184 часа самостоятельной работы.
Формами итогового контроля изучения дисциплины являются: написание контрольной работы (реферта), зачет и экзамен.
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение