logo
психология

Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.

Память и ее развитие в структуре учения. Виды и индивидуальные особенности памяти учащихся. Развитие памяти как расширение ее опосредствования. Память и мышление. Закономерности непроизвольной памяти и возможности использования их в организации учебного процесса. Основные приемы и закономерности осмысленного запоминания учебного материала.

Мышление как центральное звено процесса учения. Виды и индивидуальные особенности мышления, их учет в образовательном процессе. Основные операции мыслительного процесса и возможности их формирования в учебной деятельности. Мышление как организованная деятельность и этапы ее протекания. Мышление как творчество. Возможности организации творческой деятельности учащихся.

Воображение как средство развития творчества и личности. Приемы активизации воображения и творчества учащихся на уроке.

Функции и основные виды речи. Возможности их развития в учебной деятельности школьников. Речь и мышление. Речь как орудие мыслительной деятельности. Психология речевого высказывания и психология понимания речи. Речь как диалог. Речь и общение. Основные виды и функции общения. Закономерности продуктивного общения и возможности его формирования и организации в классном коллективе. Общение и межличностные отношения школьников. Пути и возможности их изучения и организации.

Семинарское занятие: Речь и общение в деятельности учения

Примерные темы рефератов:

1. Речь как орудие мыслительной деятельности, возможности развития речи в учебной деятельности школьников.

2. Закономерности продуктивного общения и возможности его формирования и организации в классном коллективе.

3. Общение и межличностные отношения школьников. Пути и возможности их изучения и организации.

Практическое занятие: Память и мышление как центральное звено процесса учения.

Самостоятельная работа. Память и мышление. Закономерности непроизвольной памяти. Основные приемы и закономерности осмысленного запоминания учебного материала. Виды и индивидуальные особенности мышления, их учет в образовательном процессе. Воображение как средство развития творчества и личности.

Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 37, 40, 42, 43, 44].