Тема 13. Психология способностей.
Общее представление о способностях. Разница между способностями, опытом личности, знаниями, умениями навыками. Способности как особенности личности, определяющие успешность осуществления деятельности. Три различных определения способностей. Природные (естественные) и приобретенные (социально обусловленные) способности. Общие и специальные способности. Теоретические и практические, учебные и творческие, предметные и межличностные способности. Взаимосвязь и взаимная компенсация разных способностей. Способности и успешность деятельности. Понятие одаренности.
Способности, задатки и индивидуальные различия людей. Задатки как природные и социально-сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Неоднозначность связей способностей и задатков. Индивидуальные различия, обусловленные генотипическими и анатомо-физиологическими задатками. Межполовые индивидуальные различия в задатках и способностях. Невыявленность природных задатков к развитию социальных способностей человека. Условия и предпосылки для формирования таких способностей. Уровень способностей и одаренность, проблема неспособности к деятельности. Понятие функционального органа как анатомо-физиологической основы прижизненно складывающихся человеческих способностей. Всесторонняя структура способностей: модель персональной компетентности Гринспена и Дрискола, структура жизненных схем.
Начальные этапы становления способностей, процесс их формирования и дальнейшего развития. Психологические требования к деятельности, формирующей и развивающей способности: творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудности выполняемой деятельности, поддержание интереса к деятельности, создание нужной мотивации и положительного эмоционального настроя. Компенсация отсутствия природных задатков к развитию одних способностей усиленной работой и особым развитием других.
Взаимосвязь способностей и характера, склонностей, направленности личности. Способности и профессиональная ориентация личности. Выбор профессии.
Самостоятельная работа. Способности как особенности личности, определяющие успешность осуществления деятельности. Задатки как природные и социально-сформированные предпосылки для развития способностей более высокого уровня. Природа индивидуальных различий. Свойства нервной системы как задатки к развитию элементарных динамических способностей. Развитие способностей. Способности и профессиональная ориентация личности.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 6, 7, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 9, 10, 13, 19, 20, 22, 24, 26, 30, 31, 34, 35, 36, 40, 42, 43, 44, 48].
Тема 14. Самосознание как составляющая психического облика
личности.
Самосознание как составляющая психического облика личности. Сознание и самосознание. Самосознание как отражение реального бытия человека. Происхождение и структура самосознания (И.И. Чеснокова, В.С. Мухина, В.В. Столин). Самосознание и рефлексия. Когнитивный, эмоциональный, оценочный и регуляторный аспекты самосознания. Самооценка и уровень притязаний (Л.В. Бороздина).
Проблемы психологической защиты личности. Динамика самосознания и личности. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика (С.Л. Рубинштейн). Личность и время. Психологическая история личности. Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни (К.А. Абульханова-Славская, А.В. Брушлинский).
Содержание и основные параметры подструктуры психического опыта человека.
Самостоятельная работа. Проблемы психологической защиты личности. Динамика самосознания и личности. Жизненный путь личности как составляющая ее психического облика. Психологическая история личности. Понятие о жизненной стратегии, психологическом образе жизни. Содержание и основные параметры подструктуры психического опыта человека.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 10, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 7, 8, 9, 10, 13, 20, 22, 24, 26, 30, 31, 34, 35, 40, 42, 43].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение