Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
Основные направления развития представлений об эмоциях. Отличие эмоций от ощущений и чувств. Физиологическое объяснение эмоций: органические изменения, сопровождающие эмоции, их неспецифичность по отношению к различным эмоциональным состояниям. Нейрофизиология и биохимия эмоций. Зависимость силы и качества эмоциональных переживаний от уровня локализации их физиологического коррелята. Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций. Приспособительное значение эмоций. Теория Ч. Дарвина. Концепция сущности и происхождения эмоций Джемса-Ланге. Теория эмоций Кенона-Барда. Когнитивные теории эмоций (теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера, когнитивно-физиологическая теория эмоций С. Шехтера, концепция эмоций П.В. Симонова). Биологическая теория эмоций П.К. Анохина.
Эмоциональные состояния. Классификация видов эмоций по эмоциональному тону, интенсивности, длительности, влиянию на деятельность, степени осознанности причины появления, по предмету, вызвавшему эмоциональное переживание. Функции эмоций: отражательно - оценочная, регулятивная, коммуникативная, сигнальная, мотивационная, мобилизирующая, защитная, компенсаторная. Дезорганизующая роль эмоций. Эмоция как психофизиологический феномен. Проявление эмоций.
Чувства как более сложное психологическое явление, обобщающее эмоциональное отражение и понятие. Проявление и развитие чувств в онтогенезе. Моральные и эстетические чувства. Индивидуальные различия эмоциональной жизни. Впечатлительность, эмоциональная устойчивость, эмотивность, эмоциональная зрелость, экспрессивность, эмоциональная направленность, эмпатия как психологические характеристики личности. Связь эмоций и потребностей человека. Чувства как мотивы и черты личности. Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения человека. Эмоции и эффективность деятельности. Экспериментальное исследование эмоций.
Семинарское занятие: Психология эмоций.
Примерные темы рефератов:
Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций.
Эмоция как психофизиологический феномен.
Чувства как сложное психологическое явление.
Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения человека.
Самостоятельная работа. Нейрофизиология и биохимия эмоций. Психологические теории о происхождении и механизмах эмоций. Проявление и развитие чувств в онтогенезе. Развитие эмоциональной сферы и эмоциональной регуляции поведения человека. Эмоции и эффективность деятельности. Экспериментальное исследование эмоций.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 2, 4, 5, 7, 8, 11, 12, 13, 14, 16, 17, 20], дополнительная: [1, 2, 4, 6, 7, 8, 9, 10, 13, 16, 18, 20, 22, 23, 24, 26, 30, 31, 34, 37, 40, 42, 43, 44].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение