Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
Психика и организм. Общее строение нервной системы человека. Строение отдельного нейрона и принципы его работы. Понятие и виды рецепторов. Понятие анализатора. Структура и основные поля коры головного мозга. Представительство основных психических процессов и состояний человека в коре головного мозга. Проблема связи (локализации) психических процессов, свойств и состояний с отдельными структурами мозга (локализационизм и антилокализационизм). Соотношение физиологических и психических процессов и явлений. Нейрофизиологические механизмы высшей нервной деятельности. Центральная и периферическая нервная система. Строение и функции нервной системы. Блоки человеческого мозга. Психика, поведение и деятельность. Основные функции психики.
Развитие психики в процессе онто- и филогенеза. Концепция Леонтьева – Фабри. Становление низших форм поведения и психики. Развитие психического отражения у животных (материалистический подход). Гипотеза А.Н. Леонтьева о происхождении и развитии психики. Роль практической деятельности и двигательной активности (манипуляции и органы манипулирования объектами) как факторов, определяющих уровень развития психики и поведения животных. Стадия элементарной сенсорной психики, ее низший и высший уровни. Стадия перцептивной психики, аналогичные уровни ее развития, включая наивысший. Виды интеллектуального поведения, наблюдаемые у животных. Выделение особой ориентировочно-исследовательской фазы в деятельности животных. Сравнение психики человека и животных. Проявление в индивидуальном общественном поведении человека социального и природного начал.
Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского. Развитие высших психических функций у человека. Понятие высших психических функций. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии. Особенности психической деятельности человека. Возможность усвоения общечеловеческого опыта за счет предметов и орудий труда, за счет знаков, языка и речи. Различие знаков человека и животного. Знаковый, опосредствованный, социальный характер человеческой психики.
Представление о сигнальных системах человека и животных. Функциональная асимметрия мозга (латерализация функций). Структура психики. Соотношение сознания и бессознательного. Характеристика сознания. Осознаваемая деятельность мозга, виды. Понятие сознания, предсознательного, и бессознательного. Самосознание. Содержание сознания, значения, личностные смысл и чувственная ткань сознания. Виды подсознательной деятельности мозга.
Семинарское занятие. Биологические основы психики.
Примерные темы рефератов:
1. Соотношение психических явлений с работой мозга.
2. Взаимодействие двух сигнальных систем в структуре психической регуляции.
3. Взаимосвязь биологических и социальных факторов в психическом развитии.
4. Культурно-историческая теория психики человека Л.С. Выготского.
5. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.
Самостоятельная работа. Мозг и психика. Соотношение физиологических и психических процессов и явлений. Строение и функции нервной системы. Структура сознания. Развитие психики в процессе онто- и филогенеза. Осознаваемая и подсознательная деятельность мозга.
Рекомендуемая литература: основная: [1, 4, 12, 17, 18, 20, 22, 23, 25], дополнительная: [1, 2, 10, 15, 16, 22, 25, 27, 30, 38, 39, 40, 49, 51, 53, 56].
- Психология
- Пояснительная записка
- Требования к уровню освоения содержания дисциплины
- Тематический план по дисциплине «Психология»
- Содержание дисциплины
- Раздел I.– «общая психология»
- Тема 1. Предмет, задачи основные разделы современной психологии
- Тема 2. Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия
- Семинарское занятие: Основные научные школы в отечественной и зарубежной психологии хх столетия Примерные темы рефератов:
- Тема 3. Биологические основы психики. Формирование психики в филогенезе и онтогенезе.
- Тема 4. Сенсорно-перцептивные процессы: психология ощущений и восприятия
- Тема 5. Интегративные психические познавательные процессы. Психология внимания.
- Тема 6. Интегративные психические познавательные процессы. Психология памяти.
- Тема 7. Высшие психические познавательные процессы. Представление и воображение.
- Тема 8. Высшие психические познавательные процессы. Мышление, интеллект и речь.
- Тема 9. Основные свойства личности. Психология темперамента и характера.
- Тема 10. Потребностно-мотивационная сфера личности.
- Тема 11. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология эмоций.
- Тема 12. Эмоционально-волевая сфера личности. Психология воли.
- Тема 13. Психология способностей.
- Тема 15. Психические состояния личности и их регуляция.
- Раздел II. «возрастная психология»
- Тема 16. Предмет, задачи и методы возрастной психологии.
- Тема 17. История и современное состояние зарубежной и отечественной психологии развития
- Тема 18. Основные закономерности развития ребенка в младенчестве.
- Тема 19. Психическое развитие ребенка в раннем детстве.
- Тема 20. Психологические особенности развития ребенка в дошкольном возрасте
- Тема 21. Психическое развитие в младшем школьном возрасте.
- Тема 22. Основные закономерности развития подростка
- Тема 23. Психологические особенности в юношеском возрасте.
- Тема 24. Психология взрослости.
- Тема 25. Психологические проблемы позднего возраста.
- Раздел III. «социальная психология»
- Тема 26. Предмет, задачи, история возникновения и развития социальной психологии
- Тема 27. Методологические основы социальной психологии.
- Тема 28. Основные теоретические концепции современной социальной психологии.
- Тема 29. Основные характеристики социальной среды.
- Тема 30. Особенности больших групп и массовидных социальных явлений.
- Тема 31. Психология малых групп.
- Тема 32. Проблема соотношения личности и социума.
- Тема 33. Личностные сценарии, роли и установки.
- Тема 34. Проблема социализации.
- Тема 35. Прикладное значение социальной психологии
- Раздел IV. Педагогическая психология
- Тема 36. Предмет, задачи и структура педагогической психологии.
- Тема 37. Основные психологические проблемы и трудности современного и традиционного обучения.
- Тема 38. Концепции психологии обучения
- Семинарское занятие: Концепции психологии обучения
- Тема 39. Психологические проблемы школьной отметки и оценки.
- Тема 40. Функционирование и развитие сенсорики и перцепции в деятельности учения.
- Внимание в структуре учебной деятельности. Общие функции внимания и возможности их целенаправленного формирования в структуре учения. Внимание как интериоризованная деятельность контроля.
- Тема 41. Память и мышление как центральное звено процесса учения.
- Тема 42. Эмоции, воля и мотивация в структуре деятельности учения.
- Тема 43. Психологическая сущность воспитания.
- Тема 44. Профессионально-педагогическая деятельность.
- Рекомендуемая тематика контрольных работ (рефератов)
- Примерный перечень вопросов к зачету
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Рекомендуемая литература
- Материально-техническое обеспечение