logo search
модуль 2 конфликтология

Функциональная направленность конфликтов в организации (и.Е.Ворожейкин)

Функции конфликта

Направленность и последствия конфликтов

позитивные

негативные

Интеграция персонала

Разрядка напряженности в меж­личностных и межгрупповых отношениях; согласование ин­дивидуальных и коллективных интересов; образование и кон­солидация формальных и не­формальных групп; углубление и стабилизация общих интере­сов

Ослабление организованности и единства коллектива; нару­шение баланса интересов меж­ду личностями и группами; проявления недобросовестного отношения к делу и стремле­ния к выгоде для себя за счет других; потворство Эгоизму, своеволию, анархии

Активизация социальных связей

Придание взаимодействию со­трудников большей динамич­ности и мобильности; усиление согласованности в достижении целей, функционального и со­циального партнерства

Несогласованность в действи­ях людей, занятых совместным делом; ослабление взаимной заинтересованности в общем успехе; возведение препятствий на пути к сотрудничеству

Сигнализа­ция об оча­гах социаль­ной напря­женности

Выявление нерешенных про­блем и стимулирование рабо­ты; обнаружение недостатков в условиях и охране труда; реа­лизация потребностей, интере­сов и ценностей коллектива

Резкое выражение недоволь­ства действиями администра­ции; протест против злоупот­реблений отдельных должнос­тных лиц; нарастание неудов­летворенности трудом

Инновация, содействие творческой инициативе

Повышение активности и мо­тивации к работе; стимулиро­вание роста квалификации; содействие творчеству, новым и оптимальным решениям

Создание дополнительных по­мех трудовой и социальной ак­тивности; подавление делово­го настроя, энтузиазма и твор­ческой инициативы; уход от альтернативных решений

Трансформа­ция (преоб­разование) деловых от­ношений

Создание здорового социально-психологического климата; ут­верждение уважительного от­ношения к труду и деловой предприимчивости; повыше­ние уровня взаимного доверия

Ухудшение морально-психоло­гической атмосферы; усложне­ние процесса восстановления деловых отношении и партнер­ского сотрудничества

Информа­ция об орга­низации и ее персонале

Повышение уровня осведом­ленности работников о поло­жении дел в организации; на­хождение «общего языка»

Усиление недружественного поведения; уклонение от со­трудничества; преграды диало­гу, обмену мнениями

Профилак­тика проти­воборств

Урегулирование разногласий на взаимной основе; ослабле­ние конфронтации в социаль­но-трудовых отношениях

Нагнетание напряженности и враждебности; уклонение от примирительных процедур

Важно, соблюдая научный подход и объективность, избе­жать преувеличений в оценке и позитивных, и негативных послед­ствий случившегося конфликтного столкновения. Основная задача состоит в том, чтобы придать конфликту по возможности функци­онально-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от его негативных последствий.