logo
модуль 2 конфликтология

8.2. Динамика конфликта

Динамика конфликта - это и есть процесс его изменения.

Всякий конфликт в собственном смысле слова может быть пред­ставлен тремя этапами: 1) начало, 2) развитие, 3) завершение. К собственно конфликту примыкают еще два периода: 1) предконфликтный и 2) послеконфликтный.

Динамика конфликта представляет собой ход его развития во времени, изме­нение под воздействием различных внутренних механизмов, а также внешних фак­торов и условий. В ней можно выделить ряд периодов и этапов (по А.Я.Анцупову).

Предконфликт (латентный период)

Возникновение объективной проблемной ситуации – состоит в появлении про­тиворечия, которое еще не осознано и конфликтных действий нет.

Если не считать случаев, когда возникает ложный конфликт, то обычно конф­ликт порождается объективной проблемной ситуацией.

Осознание объективной проблемной ситуации. Реальность воспринимается как проблемная, возникает потребность принять меры для разрешения противоречия. Ряд объективных и субъективных причин способствуют искажению восприни­маемой ситуации.

Попытки сторон разрешить объективную проблемную ситуацию неконфликт­ными способам – заключаются в разного рода информировании противостоящей стороны – убеждение, разъяснение, просьбы и пр. В любом случае на данном эта­пе стороны аргументируют свои интересы и фиксируют позиции.

Возникновение предконфликтной ситуации – воспринимается как наличие не­посредственной угрозы безопасности одной из сторон взаимодействия или обще­ственно важным интересам.

Собственно конфликт (открытый период)

Инцидент – первое столкновение сторон, попытка с помощью силы решить проблему в свою пользу. Если задействованных одной из сторон ресурсов доста­точно для перевеса соотношения сил в свою пользу, то инцидентом конфликт может и ограничиться.

Эскалация – резкая интенсификация борьбы оппонентов. Эскалация – это та часть конфликта, которая начинается с инцидента и заканчивается ослаблением борьбы, переходом к завершению конфликта.

Сбалансированное противодействие – использование силовых методов не дает результата, интенсивность борьбы снижается, но действия по достижению согла­сия еще не предпринимаются.

Завершение конфликта – переход от конфликтного противодействия к поиску решения проблемы и прекращению конфликта по любым причинам.

Послеконфликтная ситуация (латентный период)

Частичная нормализация отношений – негативные эмоции не исчезли; происходит осмысление своей позиции, коррекция самооценок, уровней притязания, отношения к партнеру.

Полная нормализация отношений наступает при осознании сторонами важно­сти дальнейшего конструктивного взаимодействия. Этому способствуют преодо­ление негативных установок, продуктивное участие в совместной деятельности, установление доверия.

В конфликте можно выделить временной отрезок, который характеризуется дифференциацией сторон. Конфликт развивается по восходящей, разногласия между сторонами усиливаются. Конфронтация продолжается до тех пор, пока дальнейшая эскалация не теряет смысл. С этого момента начинается процесс ин­теграции.

Любую стадию и фазу следует рас­сматривать всего лишь как определенный этап в движении, дина­мике конфликта, указывающий на его связь с источником напря­женности в социальных отношениях и с противостоянием оппони­рующих сторон.

Предконфликтная стадия. Ее исходная, начальная фаза – конфликтная ситуация, которая, как отмечалось выше, выявляет оппонентов и причинную обусловленность конф­ликта. Но определение противостоящих сторон с их несовместимы­ми интересами и возможными опасениями, обозначение предмета разногласий и расхождения, занимаемых субъектами позиций – это еще не конфликт, а только равновесное состояние, обстоятель­ство, которое может предшествовать противоборству.

Чтобы произошло превращение ситуации в конфликт, требует­ся повод, нужны какие-то действия, приводящие стороны, вовле­ченные в конфликтную ситуацию, в движение. Такие действия оз­начают столкновение, инцидент – вторую фазу предконфликтной стадии. Только вместе конфликтная ситуация и инцидент образуют конфликт.

Конфликтная ситуация нередко возникает, обостряется и пере­ходит в фазу инцидента из-за того, что совместно работающие люди не желают слушать и слышать друг друга, не всегда владеют навы­ками выражать свою мысль, свое отношение к тому или иному факту ясно и четко.

Первая фаза собственно конфликтной стадии, наступающей пос­ле инцидента, вместе с резким обострением расхождений, выходом на позиции прямой конфронтации отличается тем, что сторо­ны атакуют друг друга, вызывая ответные действия, противодей­ствие. Происходит неизбежный обмен ударами, назначение кото­рых – наступление на позиции оппонентов, нейтрализация угрозы с их стороны. Эмоционально такое поведение очень часто сопро­вождается нарастанием агрессивности, переходом от предубежден­ности и неприязни к психологической несовместимости и откро­венной враждебности.

Эта фаза конфликтного поведения, приводя к усилению конф­ронтации, вместе с тем стимулирует наступление момента «пере­оценки ценностей» с учетом перемен, происшедших в социальной среде, позициях и намерениях сторон. Наступает фаза выбора путей дальнейшего взаимодействия оппонентов.

Выбор возможен двоякий: либо при сложившейся расстановке сил искать примирения, снижать уровень напряженности в отно­шениях, делать уступки и таким образом идти на прекращение кон­фликта, перевод его вновь в скрытую форму с тем, чтобы в последующем вернуться к исходной конф­ликтной ситуации; либо эскалация, продолжение конфликта, до­ведение его до более высокой степени обострения.

Урегулирование конфликта – это, как правило, приведение кон­фликтного взаимодействия в русло примирения путем перегово­ров, участия посредников или арбитражного вмешательства.

Условиями, необходимыми для того или иного улаживания конфликта, являются: во-первых, осозна­ние противоборствующими сторонами объективно существующих между ними противоречий и разногласий, расхождения интересов и несовпадения целей, т.е. представление о реальном источнике, непосредственных причинах конфликта и сопутствующих им моти­вах; во-вторых, заинтересованность каждого из участников конф­ликта в том, чтобы на взаимоприемлемой основе преодолеть воз­никшее противостояние; в-третьих, раздельный или совместный поиск и использование доступных сторонам методов, правил и способов разрешения случившегося между ними конфликта, т.е. устранение его исходной причины.

Ослабление противостояния есть первая фаза уже послеконфликтной стадии. Она примечательна тем, что конфликт при всей своей остроте может прекратиться как в итоге изменения объективной ситуации, так и в результате психологической перестройки субъек­тов, изменения их взглядов и намерений. На этой основе становит­ся возможным полное или частичное разрешение конфликта.

Заключительная фаза послеконфликтной стадии – подведение итогов, оценка результатов. Последствия конфликта зависят от многих факторов объективного и субъективного порядка, манеры поведе­ния сторон, методов преодоления расхождений, умелости тех, кто направлял урегулирование конфликта.