5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
По данным социологического исследования, 18 % педагогов, время от времени конфликтующих с учениками, не удовлетворены знаниями в области психологии личности, индивидуально-возрастных особенностей детей, выражающихся в неумении найти личностный подход к ним.
Разница пола, семейного положения, образа поведения, характера субъектов, обусловленные их психолого-возрастными характеристиками, не принимаемые во внимание в общении и деятельности, неизбежно ведут к возникновению конфликтов.
Специфические причины конфликтов.
Конфликты, связанные с организацией труда учителей;
Конфликты, возникающие из-за стиля руководства;
Конфликты, обусловленные необъективностью оценки педагогами знаний учащихся, их поведения.
Стали обыденными ежедневные нервногенные происшествия в школьной действительности: нервное напряжение учителя и учащегося на уроках, психическое напряжение педагога в диалоге с администрацией.
высоком уровне напряженности педагогического труда;
устойчивом, инерционном характере происходящих конфликтов;
работе всех участников учебно-воспитательного процесса в режиме интенсивной конфликтности;
повышенном эмоциональном тонусе, приводящем к снижению роли интеллектуального компонента участников конфликта;
стрессонасыщенности взаимоотношений педагогов и администрации школы, связанной с постоянным оцениванием и контролем их профессиональной деятельности;
проблемном внутреннем состоянии учителя;
несбалансированности неформальных и формальных отношений в школьном коллективе.
Изучение результатов конфликтологических исследований в школе, позволяют выделить условно следующие специфические причины конфликтов «Учитель-Администратор».
недостаточно четкое разграничение между самими администраторами школы сферы управленческого влияния, часто приводящее к «двойному» подчинению педагога;
жесткая регламентация школьной жизни, оценочно-императивный характер применения требований;
перекладывание на учителя «чужих» обязанностей;
незапланированные (неожиданные) формы контроля за деятельностью учителя;
неадекватность стиля руководства коллективом уровню его социального развития;
частая смена руководства;
недооценка руководителем профессионального честолюбия педагога;
нарушение психолого-дидактических принципов морального и материального стимулирования труда учителя;
неравномерная загруженность учителей общественными поручениями;
нарушение принципа индивидуального подхода к личности педагога;
предвзятое отношение учителя к ученикам;
систематическое занижение оценок;
самовольное установление учителем количества и форм проведения проверки знаний учащихся, не предусмотренных программой и резко превышающих нормативную учебную нагрузку детей.
Со стороны учащихся данный конфликт может быть спровоцирован:
неподготовленным домашним заданием;
умышленным нарушением дисциплины;
пропуском уроков без уважительной причины.
Обобщая вышесказанное, необходимо заметить, что возникновение конфликтов между учителем и учащимися, по нашему мнению, скорее показатель профессиональной неуспешности педагога, чем вина ученика.
«Учителя всех детей делят на любимчиков и остальных».
«Для учителя главное: раз плохо учится, значит, хулиган».
«Постоянно несправедливо занижают оценки. Необъективны».
«Часто унижают детей, оскорбляют их».
«Плохо высказываются о родителях при детях».
С точки зрения учителей:
«Слишком высокого мнения о своем ребенке».
«Родители опираются на свои случайные и внешние наблюдения за школой. Ни во что глубоко не вникают. Поверхностно судят об учителях».
«Совершенно не контролируют ребенка, не уделяют ему внимания, а приходят с претензиями к педагогу».
«Считают, что только мы, учителя, обязаны их детей учить и воспитывать».
«Часто вмешиваются в учебный процесс. То классный руководитель им не подходит, то учитель не такой».
Исходя из педагогической практики и некоторых научных исследований, попробуем сформулировать наиболее актуальные специфические причины конфликтов родителей и учителей:
разные уровни общей и педагогической культуры;
несогласованность стратегии и тактики воспитания («педагогический разнобой»);
непонимание родителями сложности учебно-воспитательного процесса, зависимости его эффективности от многих факторов, помимо школы и семьи.
различия в отношении к ребенку как к личности;
отрицательное отношение родителей к школе, иждивенческая позиция семьи
(«старые счеты», взгляды «высокооплачиваемых родителей» на «бедного» учителя как на человека из сферы обслуживания, претензии типа «школа, а не семья обязана...»);
столкновение двух лидеров, претендующих на главенство своей точки зрения;
профессиональная некомпетентность учителя (низкий уровень подготовки, завышенные требования к школьникам).
- А.Д. Гольменко конфликтология
- Содержание
- Введение
- Раздел I
- Свойства конфликта
- 1.1. Причины конфликта
- 1.2. Функции конфликта
- Функции конфликтов (по а.Я.Анцупову) Деструктивное влияние конфликта на оппонентов
- Конструктивные функции конфликтов
- Функциональная направленность конфликтов в организации (и.Е.Ворожейкин)
- II. Общая характеристика Зарубежной и отечественной конфликтологии
- 2.1. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки
- 2.2. Проблема конфликтологии в социологии
- 2.3. Проблема конфликта в политологии
- 2.4. Общая характеристика отечественной конфликтологии
- 3. Методы изучения конфликта
- 3.1. Исследовательские методы науки о конфликте
- 3.2. Методы исследования конфликта
- 3.3. Научный анализ конфликтов
- Основные этапы изучения конфликта:
- 3.4. Психологические методы в конфликтологии
- Тесты коммуникативных способностей
- Тесты темперамента и характера
- Тесты мотивов и потребностей
- 4. Конфликт как тип трудной ситуации
- 5. Уровни проявления и типология конфликтов
- 5.1. Проблема типологии конфликтов
- Другие типы конфликтов
- 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
- 6. Причины возникновения конфликтов
- 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
- 7. Конфликтная личность
- 7.1. Личностные элементы конфликта
- 7.2. Черты характера и типы личностей
- 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
- 7.5. Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
- 8.Структура и динамика конфликта
- 8.1. Структура конфликтной ситуации
- 8.2. Динамика конфликта
- 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
- 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
- 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
- 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
- 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
- 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
- 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
- 9.5. Механизмы психологической защиты личности
- “Не замечай это”
- “Плачь об этом”
- “Напади на что-то, заменяющее это”
- “Не помни об этом”
- “Не чувствуй этого”
- “Отмени это”
- 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
- 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
- 10. Семейные конфликты
- 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
- 10.2. Семейные кризисы и конфликты
- 10.3. Причины семейных конфликтов
- 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
- 11.1. Теория стилей управления
- 11.2. Руководитель как субъект конфликта
- 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
- 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
- 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
- 11.6. Оптимальные управленческие решения
- 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
- Полезные советы
- 11.7. Формы социально-трудового конфликта
- Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
- Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
- 12.1. Что такое кадровая безопасность?
- 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
- 12.2. Определение основных источников привлечения кандидатов
- Внешние источники
- Внутренние источники компании
- 12.3. Процесс найма и отбора персонала
- 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
- 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
- 12.4.2. Методы оценки персонала
- 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
- Участники финансовых пирамид
- 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
- I. Психологические факторы низкой надежности персонала
- II. Предупреждение и выявление ненадежности
- III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
- 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
- 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
- 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
- Визуальный канал
- Аудиальный канал
- Кинестетический канал
- 12.8. Беседа по найму
- 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
- 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
- 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
- 13.1. Особенности педагогических конфликтов
- 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
- 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
- 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
- 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса.
- 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
- 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
- Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
- 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
- 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
- 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
- 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
- 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
- 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
- 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
- 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
- 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
- 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
- 14. Технология предупреждения конфликтов
- 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
- 14.2. Концепции управляемости конфликта.
- 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 15. Предупреждение конфликтов и стресс
- 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
- 15.2. Понятие и природа стресса
- 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
- 15.4. Стресс и дистресс
- 15.5. Причины и источники стресса
- 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
- Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
- 16. Конструктивное разрешение конфликтов
- 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
- 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- 16.3. Стили конфликтного поведения
- 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
- 16.4. Способы разрешения конфликтов
- 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
- 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
- 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
- 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
- 17.2. Социальное партнерство
- 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
- Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
- Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
- Консультирование родителей юношей и девушек
- Упражнения
- Практические задания
- Ключевые слова
- Занятие. Практическое занятие по теме «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций)
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Ситуация 3
- Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
- Практическая ситуация 1
- Практическая ситуация 2
- Практическая ситуация 3 Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 5
- Конфликт в клинике
- Тест «Ваш темперамент»
- Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека