15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
Структура трудового потенциала рассматривается как система производительных способностей человека, под которыми понимаются «индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности» и включает в себя следующие элементы:
Психофизиологические особенности, от которых зависит общая пригодность к труду. Эти особенности (пол, возраст, состояние физического и психического здоровья, уровень психического и интеллектуального развития, выносливость, тип нервной системы и т.д.) можно определить как сформированный естественный потенциал;
Профессионально-квалификационные способности, посредством которых накапливается и проявляется профессионализм (объем общих и специальных знаний, профессиональное мастерство, профессиональная мобильность и т.д.);
Социально-психологические особенности, в которых проявляется трудовая активность, отношение к труду, ценностные ориентации, интересы и потребности, стремление к самоактуализации, проявлению инициативы и т.д. Вместе с профессионально-квалификационными способностями они образуют приобретенный потенциал работника, полученный посредством образования, квалификации, социального общения и т.д.
К количественным показателям оценки трудового потенциала относятся: среднесписочная численность персонала; эффективность использования рабочего времени; выработка продукции на одного работника; сбалансированность рабочих мест и работающих на предприятии. В основе качественных показателей оценки трудового потенциала лежат показатели оценок профессионально-квалификационного (профессиональная, квалификационная, образовательная, стажевая структура персонала); психофизиологического (половозрастная структура персонала; интенсивность, тяжесть труда, показатели заболеваемости); мотивационного потенциалов (удовлетворенность трудом, отношение к труду и росту профессионально-квалификационного уровня).
Эмоции – это психофизиологические реакции организма, отражающие отношение субъекта к объекту (субъекту) в ситуации неопределенности. Продолжительные неблагоприятные воздействия эмоций или их частое повторение особенно в сочетании с воздействием других факторов и вредностей могут вызвать развитие вегетососудистой дистонии, гипертонической болезни, патологии желудочно-кишечного тракта, а также психоневрологической симптоматики.
В последнее время появились работы, касающиеся развития у работающих синдрома эмоционального выгорания (СЭВ), представляющего собой состояние эмоционального, психического и физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Наиболее часто встречаются исследования СЭВ у лиц альтруистических профессий (социальные и медицинские работники, учителя).
Иностранные авторы считают, что термин «выгорание» описывает состояние профессионального истощения человека. Это состояние может влиять на каждый аспект функционирования человека, сказывается отрицательно на взаимоотношениях с коллегами по работе и в семье, вызывать чувство неудовлетворенности жизнью вообще.
В Х пересмотре Международной классификации болезней синдром эмоционального выгорания описан под рубрикой как: «Выгорание – состояние полного истощения». Люди с СЭВ обычно имеют сочетание психопатологических, психосоматических, соматических симптомов и признаков социальной дисфункции. Наблюдается хроническая усталость, нарушение сна, когнитивная дисфункция, личностные изменения. Возможно развитие депрессивного расстройства, зависимости от психоактивных веществ, суицид. Общими соматическими симптомами являются головная боль, гастроинтестинальные и кардиоваскулярные нарушения.
Эмоциогенные факторы, по-видимому, можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует отнести: производственные и социально-бытовые, к внутренним – индивидуально-личностные показатели, такие как свойства нервной системы, особенности иерархической структуры потребностей, личностную тревожность (устойчивый компонент), с одной стороны, и, мотивацию, ситуационную тревожность, стрессоустойчивость (изменчивый психический компонент), с другой стороны.
Определенный уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной личности. Усиление тревожности ведет к включению или повышению интенсивности действия адаптационных процессов, вследствие чего улучшается сбалансированность в системе человек-среда в основном за счет изменения поведенческой активности, либо включения механизмов концептуализации.
Устойчивость к стрессу – важный фактор обеспечения эффективности и надежности трудовой деятельности, здоровья и благополучия трудящихся. Под стрессоустойчивостью понимается интегративное свойство человека, которое характеризуется необходимой степенью адаптации индивида к воздействию экстремальных факторов среды и профессиональной деятельности, детерминируется уровнем активации ресурсов организма и психики индивида и проявляется в показателях его функционального состояния и работоспособности.
Жизненная позиция индивида, его предуготованность к тому или к иному типу поведения имеет большое значение для реализации потенциала работника. По определению Юдит Бардвик, существует три основных типа установок работников: 1) «зарабатывающие» – это работники, положительно воспринимающие наделение властью, склонные к риску, ожидающие, что их достижения будут достойно вознаграждены; 2) «боязливые» – это работники, которые живут под гнетом угрозы потери работы, сосредоточенные на самосохранении; 3) «правоимеющие» – пассивные, не расположенные к риску работники, ожидающие вознаграждения не потому, что они его заработали, а потому, что считают, что организация им его должна. Последние две установки негативно воздействуют на мотивацию к труду, производительность труда и уровень самооценки личности.
- А.Д. Гольменко конфликтология
- Содержание
- Введение
- Раздел I
- Свойства конфликта
- 1.1. Причины конфликта
- 1.2. Функции конфликта
- Функции конфликтов (по а.Я.Анцупову) Деструктивное влияние конфликта на оппонентов
- Конструктивные функции конфликтов
- Функциональная направленность конфликтов в организации (и.Е.Ворожейкин)
- II. Общая характеристика Зарубежной и отечественной конфликтологии
- 2.1. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки
- 2.2. Проблема конфликтологии в социологии
- 2.3. Проблема конфликта в политологии
- 2.4. Общая характеристика отечественной конфликтологии
- 3. Методы изучения конфликта
- 3.1. Исследовательские методы науки о конфликте
- 3.2. Методы исследования конфликта
- 3.3. Научный анализ конфликтов
- Основные этапы изучения конфликта:
- 3.4. Психологические методы в конфликтологии
- Тесты коммуникативных способностей
- Тесты темперамента и характера
- Тесты мотивов и потребностей
- 4. Конфликт как тип трудной ситуации
- 5. Уровни проявления и типология конфликтов
- 5.1. Проблема типологии конфликтов
- Другие типы конфликтов
- 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
- 6. Причины возникновения конфликтов
- 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
- 7. Конфликтная личность
- 7.1. Личностные элементы конфликта
- 7.2. Черты характера и типы личностей
- 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
- 7.5. Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
- 8.Структура и динамика конфликта
- 8.1. Структура конфликтной ситуации
- 8.2. Динамика конфликта
- 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
- 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
- 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
- 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
- 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
- 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
- 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
- 9.5. Механизмы психологической защиты личности
- “Не замечай это”
- “Плачь об этом”
- “Напади на что-то, заменяющее это”
- “Не помни об этом”
- “Не чувствуй этого”
- “Отмени это”
- 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
- 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
- 10. Семейные конфликты
- 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
- 10.2. Семейные кризисы и конфликты
- 10.3. Причины семейных конфликтов
- 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
- 11.1. Теория стилей управления
- 11.2. Руководитель как субъект конфликта
- 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
- 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
- 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
- 11.6. Оптимальные управленческие решения
- 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
- Полезные советы
- 11.7. Формы социально-трудового конфликта
- Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
- Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
- 12.1. Что такое кадровая безопасность?
- 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
- 12.2. Определение основных источников привлечения кандидатов
- Внешние источники
- Внутренние источники компании
- 12.3. Процесс найма и отбора персонала
- 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
- 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
- 12.4.2. Методы оценки персонала
- 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
- Участники финансовых пирамид
- 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
- I. Психологические факторы низкой надежности персонала
- II. Предупреждение и выявление ненадежности
- III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
- 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
- 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
- 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
- Визуальный канал
- Аудиальный канал
- Кинестетический канал
- 12.8. Беседа по найму
- 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
- 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
- 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
- 13.1. Особенности педагогических конфликтов
- 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
- 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
- 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
- 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса.
- 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
- 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
- Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
- 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
- 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
- 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
- 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
- 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
- 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
- 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
- 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
- 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
- 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
- 14. Технология предупреждения конфликтов
- 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
- 14.2. Концепции управляемости конфликта.
- 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 15. Предупреждение конфликтов и стресс
- 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
- 15.2. Понятие и природа стресса
- 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
- 15.4. Стресс и дистресс
- 15.5. Причины и источники стресса
- 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
- Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
- 16. Конструктивное разрешение конфликтов
- 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
- 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- 16.3. Стили конфликтного поведения
- 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
- 16.4. Способы разрешения конфликтов
- 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
- 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
- 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
- 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
- 17.2. Социальное партнерство
- 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
- Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
- Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
- Консультирование родителей юношей и девушек
- Упражнения
- Практические задания
- Ключевые слова
- Занятие. Практическое занятие по теме «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций)
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Ситуация 3
- Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
- Практическая ситуация 1
- Практическая ситуация 2
- Практическая ситуация 3 Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 5
- Конфликт в клинике
- Тест «Ваш темперамент»
- Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека