11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
Руководитель должен обладать качествами, которые в общем виде можно охарактеризовать следующим образом (И.Е.Ворожейкин):
организатор трудового процесса;
специалист, компетентный в решении задач вверенного подразделения;
человек высокой культуры поведения, владеющий знаниями и навыками в области этики деловых отношений.
Залогом планомерной и без нежелательных конфликтов работы того или иного подразделения служат способности и желание руководителя выполнять общие функции управления. К ним относятся: планирование, организация, регулирование, контроль.
Неотъемлемой составной частью указанных функций управления является выполнение руководителем задач координационного характера:
представительской, т.е. функции представления и защиты интересов коллектива перед вышестоящим руководством и внешним окружением (деловыми партнерами, потребителями и т.п.);
мотивационной, т.е. функции проведения в подразделении эффективной мотивационной политики, распределения работ между сотрудниками с учетом их интересов, проявления способности увлечь коллектив решением стоящих перед подразделением проблем и т.п.;
консультативной, т.е. функции по обеспечению необходимой помощи подчиненным в решении задач, причем эта помощь должна выразиться в конкретных профессиональных консультациях, подкрепленных искренним желанием руководителя на деле содействовать сотрудникам.
Культура профессионального поведения руководителя определяется общим уровнем его интеллекта, широтой эрудиции, обширностью интересов, общим уровнем образования и воспитания. Этика деловых отношений предполагает, что руководитель владеет следующим инструментарием.
Во-первых, знание способов профилактики, предупреждения и устранения конфликтов, а также обладание навыками практического использования указанных способов на практике.
Во-вторых, умение правильно вести деловую беседу. Выполнение руководителем главных требований при проведении беседы с сотрудниками - создание доброжелательной, доверительной обстановки, умение корректно и заинтересованно выслушать собеседника, способность руководителя воспринимать невербальную информацию во время беседы – это прямой путь к его участию в выявлении, предотвращении и разрешении конфликтов или стрессовых ситуаций.
В-третьих, руководитель должен владеть навыками проведения критического разбора деятельности подчиненных сотрудников. Невыполнение им правил критики, которые выработаны многолетним опытом общения людей, является распространенной ошибкой, ведущей к обострению отношений в коллективе, созданию конфликтной или стрессовой ситуации. Критиковать сотрудников – объективная необходимость в работе любого руководителя.
В-четвертых, от руководителя требуется сочетать деловую активность с полноценным отдыхом, искать удовольствие в работе, вместе с подчиненными радоваться успехам и огорчаться неудачам, снимать психофизиологическое перенапряжение, прерывать положительными эмоциями цепь стрессовых состояний, устраивать психологические паузы при острых конфликтах. Обеспечение хорошего отдыха сотрудников, включая рациональное использование свободного времени, поддержание их здоровья, т.е. состояния полного физического, духовного и социального благополучия – предмет первостепенной заботы руководителя. Это поднимает деловой настрой людей, увеличивает их энергию, повышает жизненный тонус и в конечном счете помогает преодолевать конфликты и стрессы.
- А.Д. Гольменко конфликтология
- Содержание
- Введение
- Раздел I
- Свойства конфликта
- 1.1. Причины конфликта
- 1.2. Функции конфликта
- Функции конфликтов (по а.Я.Анцупову) Деструктивное влияние конфликта на оппонентов
- Конструктивные функции конфликтов
- Функциональная направленность конфликтов в организации (и.Е.Ворожейкин)
- II. Общая характеристика Зарубежной и отечественной конфликтологии
- 2.1. Развитие конфликтологии в рамках психологической науки
- 2.2. Проблема конфликтологии в социологии
- 2.3. Проблема конфликта в политологии
- 2.4. Общая характеристика отечественной конфликтологии
- 3. Методы изучения конфликта
- 3.1. Исследовательские методы науки о конфликте
- 3.2. Методы исследования конфликта
- 3.3. Научный анализ конфликтов
- Основные этапы изучения конфликта:
- 3.4. Психологические методы в конфликтологии
- Тесты коммуникативных способностей
- Тесты темперамента и характера
- Тесты мотивов и потребностей
- 4. Конфликт как тип трудной ситуации
- 5. Уровни проявления и типология конфликтов
- 5.1. Проблема типологии конфликтов
- Другие типы конфликтов
- 5.2. Классификация конфликтов в организации (е.И.Ворожейкин)
- 6. Причины возникновения конфликтов
- 6.1. Непосредственные причины конфликтов Классификация причин конфликтов (а.Я.Анцупову)
- 7. Конфликтная личность
- 7.1. Личностные элементы конфликта
- 7.2. Черты характера и типы личностей
- 7.3. Установки личности, образующие идеальные типы индивидуальности
- 7.4. Неадекватные оценки и восприятия
- 7.5. Манеры поведения
- Как вести себя с трудными людьми различных типов?
- Модуль 2 основы предупреждения конфликтов
- 8.Структура и динамика конфликта
- 8.1. Структура конфликтной ситуации
- 8.2. Динамика конфликта
- 9. Общая характеристика внутриличностных конфликтов
- 9.1. Теории возникновения внутриличностного конфликта
- 9.2. Внутриличностный конфликт: понятие, характеристики и виды
- 9.2.1. Классификация на основе ценностно - мотивационной сферы личности
- 9.2.2. Внешние причины внутриличностных конфликтов
- 9.3. Последствия внутриличностного конфликта
- 9.3.1. Отрицательные последствия внутриличностного конфликта
- Позитивные последствия внутриличностного конфликта
- 9.4. Способы и условия предупреждения внутриличностных конфликтов
- Познай самого себя
- Адекватно оценивайте себя
- Сформулируйте смыслообразующие жизненные ценности
- Используйте свой жизненный опыт
- Будьте оптимистом, ориентируйтесь на успех
- Будьте принципиальны
- Будьте уверены в себе
- Соблюдайте этические нормы и правила общения
- Другие способы предупреждения внутриличностных конфликтов
- 9.5. Механизмы психологической защиты личности
- “Не замечай это”
- “Плачь об этом”
- “Напади на что-то, заменяющее это”
- “Не помни об этом”
- “Не чувствуй этого”
- “Отмени это”
- 9.6. Внутриличностные конфликты и суицидальное поведение
- 9.5.1. Психологическая структура суицидального поведения
- 10. Семейные конфликты
- 10.1. Семья как важнейшее социальное образование
- 10.2. Семейные кризисы и конфликты
- 10.3. Причины семейных конфликтов
- 11. Конфликты между руководителями и подчиненными. Роль руководителя в управлении конфликтами
- 11.1. Теория стилей управления
- 11.2. Руководитель как субъект конфликта
- 11.3. Деятельность руководителя по урегулированию конфликтов
- 11.4. Личный пример руководителя в преодолении конфликтов и стрессов
- 11.5. Методы профилактики конфликтов в организации
- 11.6. Оптимальные управленческие решения
- 11.6.1. Предупреждение конфликтов компетентным оцениванием.
- Полезные советы
- 11.7. Формы социально-трудового конфликта
- Пример внедрения нового метода оценки квалификации и труда сотрудников (е.Б.Моргунов)
- Глава 12. Технологии диагностики и отбора кандидатов
- 12.1. Что такое кадровая безопасность?
- 12.1.1. Зарубежный опыт организации работы с кадрами
- 12.2. Определение основных источников привлечения кандидатов
- Внешние источники
- Внутренние источники компании
- 12.3. Процесс найма и отбора персонала
- 12.4. Конкурсный набор персонала на работу (Базаров т.Ю.)
- 12.4.1. Проблемы и этапы оценки персонала
- 12.4.2. Методы оценки персонала
- 12.4.3. Кадровая безопасность: представители групп риска в организации Наркоманы
- Участники финансовых пирамид
- 12.4.4. Как обеспечить надежность персонала?
- I. Психологические факторы низкой надежности персонала
- II. Предупреждение и выявление ненадежности
- III. Проверка лояльности кандидатов и персонала
- 12.5. Организация системы сбора первичной информации о кандидатах и ее предварительная обработка Методика осуществления проверок документов кандидатов
- 12.6. Техника собеседования при отборе и найме кандидатов
- 12.7. Каналы формирования впечатления о человеке
- Визуальный канал
- Аудиальный канал
- Кинестетический канал
- 12.8. Беседа по найму
- 12.9. Кадровая психодиагностика: этапы и методологические основы теста
- 12.9.1. Психологическое тестирование. Когда рекомендуется применять психологические тесты
- 13. Конфликты в условиях учебной деятельности
- 13.1. Особенности педагогических конфликтов
- 13.2. Общие причины конфликтов в педагогическом процессе
- 1. Неблагоприятная экономическая и социально-политическая обстановка в стране и регионе.
- 2. Непоследовательность соблюдения принципов государственной политики в образовании.
- 3. Содержательное и методическое несовершенство учебно-воспитательного процесса.
- 4. «Неотредактированность» формальных и неформальных отношений в школьном социуме.
- 5. Недооценка значения развития личностной индивидуальности учащихся и учителей
- Специфические причины конфликтов «Учитель-учитель».
- 1. Конфликты, обусловленные особенностью отношений субъектов педагогических конфликтов:
- 2. Конфликты, «провоцируемые» (чаще непреднамеренно) администрацией учебного заведения:
- 13.3. Конструктивное разрешение конфликтов в педагогическом процессе
- 13.4. Конфликты между подростками и их родителями
- 13.5. Разрешение педагогических ситуаций и конфликтов в работе учителя
- 13.6. Межличностные конфликты в высшей школе
- 14. Прогнозирование и профилактика конфликтов. Психологические условия предупреждения конфликтов
- 14.1. Особенности прогнозирования и профилактики конфликтов
- 14.2. Объективные и организационно-управленческие условия предупреждения конфликтов
- 14.3. Социально-психологические условия профилактики конфликтов
- 14. Технология предупреждения конфликтов
- 14.1. Технология предупреждения конфликтов.
- 14.2. Концепции управляемости конфликта.
- 14.3. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 15. Предупреждение конфликтов и стресс
- 15.1. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний
- 15.2. Понятие и природа стресса
- 15.3. Психофизиологические и социально-психологические характеристики стресса
- 15.4. Стресс и дистресс
- 15.5. Причины и источники стресса
- 15.6. Как вести себя с конфликтной личностью и бороться с стрессом
- Методы снятия психологического напряжения в условиях конфликта
- 16. Конструктивное разрешение конфликтов
- 16.1. Методы профилактики конфликтов в организации
- 16.2. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- 16.3. Стили конфликтного поведения
- 1. Четкая формулировка и разъяснение требований к работе.
- 16.4. Способы разрешения конфликтов
- 16.4.1. Условия и факторы конструктивного разрешения конфликтов
- 16.4.2. Предпосылки участия третьей стороны в урегулировании конфликтов. Понятие о медиации
- 16.5. Типичные ошибки при разрешении конфликтов
- 16.6. Формы, исходы и критерии завершения конфликтов
- 17. Переговорный процесс как способ разрешения конфликтов
- 17.1. Правила ведения переговоров по спорным проблемам
- 17.2. Социальное партнерство
- 17.3. Примирительные процедуры при трудовых спорах
- Приложение Взаимоотношения родителей с детьми-дошкольниками
- Психолого-педагогическое консультирование родителей младших школьников
- Решение психолого-педагогических проблем подросткового возраста
- Консультирование родителей юношей и девушек
- Упражнения
- Практические задания
- Ключевые слова
- Занятие. Практическое занятие по теме «Конфликты в организации» (проводится с использованием метода анализа конкретных ситуаций)
- Ситуация 1
- Ситуация 2
- Ситуация 3
- Занятие. Деловая игра «Супружеский конфликт»
- Практическая ситуация 1
- Практическая ситуация 2
- Практическая ситуация 3 Задача 1
- Задача 2
- Задача 3
- Задача 5
- Конфликт в клинике
- Тест «Ваш темперамент»
- Тест Оценка акцентуации характера по методике Шмишека