logo
модуль 2 конфликтология

16.4. Способы разрешения конфликтов

Определение стратегии разрешения конкретного конфликта свя­зано с выбором способа действий, равнозначного стилю конфликт­ного поведения. При этом приходится принимать в расчет ряд су­щественных обстоятельств, которые так или иначе сводятся к использованию мер стимулирования, включая убеждение и при­нуждение (И.Е.Ворожейкин).

Во-первых, основная задача в урегулировании любого конфликта состоит в том, чтобы по возможности придать ему функциональ­но-положительный характер, свести к минимуму неизбежный ущерб от негативных последствий противостояния или острого противо­борства. Такой результат достижим, если участники конфликта про­явят честный и доброжелательный подход к улаживанию своих раз­ногласий, общую в этом заинтересованность, если они приложат совместные усилия к поиску положительного решения на основе консенсуса, т.е. устойчивого, стабильного согласия всех сторон.

Во-вторых, возможен двоякий исход конкретного конфликта – его полное или частичное разрешение. В первом случае достигается исчерпывающее устранение причин, вызвавших конфликтную ситуацию, а при втором варианте происходит поверхностное ослаб­ление разногласий, которые со временем могут вновь обнаружить себя.

В-третьих, отдельное лицо или социальная группа, соотнося интересы конфликтующих сторон и параметры их поведения, вы­бирают приоритетный для себя способ разрешения конфликта, наи­более доступный и приемлемый в данных условиях. Необходимо понимание того, что не всякий стиль, следовательно, и способ подходят к конкретной ситуации. Каждый из способов эффективен лишь при разрешении определенного типа конфликтов.

Сотрудничество - весьма результатив­ный способ разрешения конфликтов в организациях, позволяющий путем открытого коллективного обсуждения, взаимного согласова­ния достигать удовлетворения интересов конфликтующих сторон.

Классический пример компромисса – отношения продавца и покупателя на рынке, в том числе при мелкооптовой торговле про­дуктами питания и непродовольственными товарами. Результат куп­ли-продажи (главным образом соглашение о цене) и есть желанный плод компромисса, взаимных уступок, устраивающих обе стороны.

В-четвертых, конфликтующая сторона может при определен­ных условиях воспользоваться не одним, а двумя-тремя или вооб­ще всеми способами разрешения конфликта. Это обстоятельство также служит подтверждением того факта, что ни один из пяти стилей поведения в конфликтах, способов их разрешения нельзя выделять, признать как наилучший и соответственно как наихуд­ший. Главное заключается в том, что нужно обрести умение с пользой применять любой из способов, сознательно делать тот или иной выбор, исходя из конкретной конфликтной ситуации.